Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Публикации / ​«Кавказ неизвестный». По следам экспедиции. Часть IV. Ингушетия

​«Кавказ неизвестный». По следам экспедиции. Часть IV. Ингушетия

«Кавказ неизвестный». По следам экспедиции. Часть III. Ингушетия
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

Автомобильная экспедиция «Кавказ неизвестный» состоялась осенью и зимой 2017 года. Ее участники дважды объехали весь Северный Кавказ, преодолев в общей сложности 14 тысяч километров и посетив в том числе и самые отдаленные горные районы.

***

РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ

Назрань — Сунжа — Эгикал — Тхаба-Ерды — Джейрах

Миновав блокпост на выезде из Северной Осетии, оказываемся в Ингушетии. Назрань, Магас, Сунжа. Нарядные новопостроенные мечети, школы и торговые центры. Слева замечаем колокольню и православный крест. В Ингушетии?! Попетляв по улочкам города Сунжи, подъезжаем к воротам Ново-Синайского монастыря.

«Можете зайти в церковь, — охранник-ингуш, помахивая пистолетом-пулеметом, показывает на вход. — Храм открыт ежедневно, если нужен священник, вам в ту дверь».

Направляемся к монастырскому корпусу.

«Из каких краев вы приехали? Аж из Москвы?! У вас машина на улице, за воротами? — интересуется вышедший на крылечко батюшка. — Вы бы загнали ее во двор, а то мало ли… — Он смеется. — Заминируют еще».

Последнее, скорее всего, шутка, но все же, вняв совету, заезжаем на охраняемую территорию.

Храм Покрова Богородицы — сегодня единственный в мусульманской Ингушетии. Когда-то их было больше (кругом много станиц, основанных казаками — Троицкая, Нестеровская, даже речка Иерусалимка напоминает о христианской топографии), но две тяжелых войны и массовый исход русских сказались на демографическом соотношении. И хотя жизнь с тех пор кардинально изменилась — в Ингушетии уже нет того разгула бандитизма, местные власти заботятся о русском населении, помогают православному храму — беженцы пока возвращаться не спешат. Возможно, в душах людей очень глубоко засел страх от того, что пришлось пережить в те годы.

Среди росписей сунженского храма, если присмотреться, на правой стене можно увидеть изображение священника с крестом и Евангелием, только без нимба. Это протоиерей Петр Сухоносов. Весной 1999 года в Покровскую церковь ворвались боевики, выволокли отца Петра из храма и увезли в направлении Чечни. Он так и умер в плену, тело до сих пор не найдено.

— Храм открыт ежедневно и для всех, — объясняет священник Андрей Миссюра, — и это сегодня самое главное! В Ново-Синайском монастыре совершается литургия. В храм приходят люди, а в последние два-три года не только пожилые, но и семьи с детьми.

В Сунже до сих пор живут и те, кто никуда из республики не уезжал. Пусть небольшая, но крепкая церковная община — теплящийся неугасаемый огонек православия. Тем русским, кто остается в Ингушетии, этот православный храм помогает не утратить свою культурную и духовную самоидентификацию.

Экспедиция «Кавказ неизвестный». Сунжа. Прихожанка Покровского храмаЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Сунжа. Храмовая икона Покровской церквиЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Сунжа. У Покровского храма

***

14 октября. Праздник Покрова Богородицы. После литургии в Покровском храме Сунжи президент фонда «Православные инициативы» Оксана Тихомирова, руководитель АНО «Кавказ — Дом мира» Дмитрий Баранников и участники автоэкспедиции «Кавказ неизвестный» встречаются с главой Махачкалинской епархии. Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам рассказывает о тех временах, когда сам служил в этом храме еще простым священником, в тяжелейшие для Ингушетии 2000-е годы.

― Покровский храм в Сунже для меня имеет очень важное значение, — признался владыка Варлаам, ― потому что свою сознательную церковную священническую жизнь я начинал именно здесь. Так случилось, что после похищения и гибели отца Петра Сухоносова на его место назначили служить меня. В этом храме Покрова Богородицы я прослужил целых 12 лет, с 1999 по 2011 годы. Очень трудные были времена, от священника требовалась жертвенность. Когда я увидел глаза людей, прихожан, которые с мольбой и надеждой смотрели, радовались, что наконец к ним снова приехал священник ― уехать отсюда, бросить их было уже невозможно. Страшно тебе или нет, но уже нельзя было оставлять этих людей.

Из Сунжи направляемся в сторону Главного Кавказского хребта. Там находится знаменитая «страна башен» и древний христианский храм Тхаба-Ерды. Дорога петляет по ущелью вдоль реки Ассы. В горах погода изменчива и непредсказуема.

Оставив позади окутанные облаками хребты, оказываемся на высокогорном плато. Здесь уже не было ни дождя, ни тяжелых туч — только сильные порывы ветра и яркое холодное солнце. Здесь открывается совершенно другая Ингушетия, не затронутая современной цивилизацией, первозданная и загадочная.

В какой-то момент охватывает немой восторг. То здесь, то там показываются старинные селения ингушей. Эгикал, Хамхи, Таргим, Вовнушки. И множество башен — не одна, не две, а целые башенные комплексы, замки и крепостные стены. На склонах гор и на вершинах, в ущелье над рекой, на острых скалах и покатых холмах.

На развилке перед КПП встречает грозная фигура орла, ставшего символом государственного природного заповедника «Эрзи». Примерно через пятнадцать минут горная дорога выводит к холму, на склоне которого одиноко стоит открытое всем ветрам здание прямоугольной формы, сложенное из разнокалиберных камней.

На одном из склонов одиноко стоит открытое всем ветрам здание прямоугольной формы, сложенное из разнокалиберных камней. Это и есть знаменитый храм Тхаба-Ерды, построенный грузинами, вероятно, не позднее X века. Самое древнее христианское сооружение на территории Ингушетии.

Его название переводят и трактуют по-разному. На сегодняшний день распространено несколько вариантов расшифровки: «две тысячи святых»; «храм святого Фомы»; «наша вера» (или «храм веры»).

Экспедиция «Кавказ неизвестный». Ингушетия, у храма Тхаба-Ерды

Несмотря на кажущуюся простоту, дивный храм до сих пор хранит множество загадок. Особый интерес представляют настенные детали. Сразу бросается в глаза необычная композиция на западном фасаде. Над входом на плитах помещены две фигуры: центральная (меньшего роста), как полагают, изображает Христа, справа (размером побольше) — изображение ктитора храма (то есть его устроителя, заказчика). Правой рукой ктитор держит опущенный меч, левой рукой поднимает крест. Эту композицию датируют X-XII веками!

У многих сразу возникает вопрос: почему фигурка ктитора на храме Тхаба-Ерды больше Христа? Как могло произойти такое нарушение иерархичности?

Возможно, причина несоответствия в том, что еще в средние века часть плит была утрачена. Когда храм начали реставрировать, найденные плиты поместили в свободные ниши. То есть изначально изображения могли располагаться как-то иначе.

На фасаде и сегодня остаются выемки от других плит, которые бесследно исчезли или же находятся где-то рядом, на территории «страны башен».

В восточной части храма в арке размещена еще одна любопытная композиция. В правой части изображен человек, протягивающий руки к еле различимому зверю. Сюжет восходит к Библии: это Самсон борется со львом. Слева над окном алтаря еще три фигуры: предположительно, Христос и предстоящие Ему двое ктиторов, один из которых на руках преподносит здание храма.

Внутри Тхаба-Ерды всегда царит полумрак, разумеется, здесь нет ни электричества, ни фонарей. Естественное освещение проникает через небольшое окошко в алтарной части. В самом алтаре сегодня лежит большой каменный крест, на амвоне установлена древняя резная чаша-купель, тоже из камня.

Слегка подождав, пока глаза привыкнут к темноте, имеет смысл рассмотреть купольную часть: под сводами местами виден старинный резной орнамент, сам купол образован из круговой каменной кладки, в центре которой оставлено отверстие.

Ингушетия пережила нашествие Тамерлана. Но этот христианский храм каким-то чудом уцелел. Что удивительно, даже с приходом в эти земли ислама Тхаба-Ерды оставался весьма почитаемым среди ингушей. С древних пор и до середины XX века в Тхаба-Ерды собирался совет старейшин, решались главные вопросы, созывались народные сходы.

10 ноября 2012 года в Тхаба-Ерды состоялось православное богослужение, первое после более чем столетнего перерыва. На молебне в стенах древнего храма присутствовал и глава Республики Ингушетия Юнус-бек Евкуров.

«Очень знаменательно, что сегодня в этом тысячелетнем храме, одном из символов Ингушетии, состоялась первая церковная служба, начиная с XIX века. Это важная часть нашей богатой истории. Мы не собираемся закрывать храм на замок, туристы должны иметь возможность посещать это святое место. Храм должен выполнять свои функции, заложенные в древние времена», — заявил тогда глава Ингушетии.

Спустя несколько месяцев, 8 апреля 2013 года в Тхаба-Ерды было совершено первое архиерейское богослужение. Отслужив молебен, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам выразил надежду, что когда-нибудь и в этом особенно значимом историческом храме Ингушетии будет возобновлена литургическая жизнь.

В последующие годы на одном из таких молебнов в Тхаба-Ерды побывала и организатор автоэкспедиции «Кавказ неизвестный» президент фонда «Православные инициативы» Ксения Тихомирова.

«Служил тогда сам владыка Варлаам, а на месте прихожан наши пограничники с заставы, — вспоминает она. — Трудно словами передать те чувства немого восторга и трепета, которые испытываешь, находясь на богослужении в этом храме. В полумраке мерцанье свеч, движенье теней на каменных стенах, дым от кадила и запах ладана. Песнопения и молитва заполняют своды, и древний храм как будто ожил».

Покинув Тхаба-Ерды, направляемся в противоположную сторону Таргимской котловины. Возле того же КПП, проехав под другим шлагбаумом, сворачиваем на горную дорогу, ведущую к одному из самых величественных музеев под открытым небом — башенному комплексу «Эгикал».

Согласно одному из преданий, возле Кавказского хребта в окружении остроконечных вершин, сверкающих ледниками, на изумрудных лугах в долине реки Ассы давным-давно жил мудрый и достойный человек по имени Га. У него было три сына: Эги, Хамхи и Тергим. Перед своей кончиной Га, призвав сыновей, завещал им:

«Ты, Эги, поселись в том ауле, где жил я. Ты, Хамхи, построй свой аул. То же сделай и ты, Тергим».

По именам сыновей Га и были названы три древнейших селения Ингушетии: Эгикал, Хамхи и Таргим. Сегодня это крупнейшие башенные комплексы всего Северного Кавказа, сохранившиеся до наших дней.

В этих аулах давно никто не живет. Только камни, ступени, высокие стены с балконами и бойницами, могильные плиты и родовые склепы. Но прах умерших никто не тревожит. В страну башен часто приезжают экскурсии из соседних республик. Для самих ингушей эти места особенно ценны — все-таки здесь корни народа, его история.

Экспедиция «Кавказ неизвестный». Сунжа, Покровский храм. Крестный ход в день престольного праздникаЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Ингушетия, «страна башен»Экспедиция «Кавказ неизвестный». Насельники Ново-Синайского монастыряЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Ингушетия, «страна башен»Экспедиция «Кавказ неизвестный». Ингушетия, храм Тхаба-Ерды. Барельефы западного фасадаЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Сунжа. Роспись Покровской церкви. Прот. Петр Сухоносов (1929 — 1999?) — бывший настоятель храмаЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Ингушетия, храм Тхаба-Ерды. Каменные крест и купель в алтареЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Ингушетия, храм Тхаба-Ерды, вид с востокаЭкспедиция «Кавказ неизвестный». Ингушетия, «страна башен»

Проект реализован Фондом «Православные инициативы» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Организационный партнер автоэкспедиции «Кавказ неизвестный» — Махачкалинская епархия Русской православной церкви.

Александр Егорцев

Фото автора

Источник: Рублев

6 февраля 2018
​«Кавказ неизвестный». По следам экспедиции. Часть III. Северная Осетия
1 февраля 2018
​«Кавказ неизвестный». По следам экспедиции. Часть II. Кабардино-Балкария и Приэльбрусье
31 января 2018
​«Кавказ неизвестный». По следам экспедиции. Часть I
Последние публикации
Публикации по теме
​«Кавказ неизвестный». По следам экспедиции. Часть I

Участники автомобильной экспедиции, состоявшейся осенью и зимой 2017 года, дважды объехали весь Северный Кавказ, преодолев в общей сложности 14 тысяч километров и посетив в том числе и самые отдаленные горные районы.

31 января 2018
1731
22
Срд
2018