Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Школа веры / Смерть и погребение христианина

Школа веры

14. Смерть и погребение христианина

ВИДЕО НА RUBLEV.COM

По православному учению, тело — это храм духа, освященный божественной благодатью через Таинства. Когда человек умирает, по церковным канонам его тело должно возвратиться в землю, из которой Бог сотворил Адама. Православный обряд погребения обретает полный смысл, если человек перед смертью покается во всех совершенных им в течение жизни грехах и причастится. Если же человек умирает не в сознании, то над ним читается «Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати». Читать его может как священник, так и мирянин.

После смерти тело покойного омывают чистой водой, одевают в чистую (по возможности, в новую) одежду, окропляют святой водой, кладут в гроб и наполовину накрывают саваном или белой простыней. В руки кладут небольшую икону или крест, на лоб венчик (бумажную ленту с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя) как символ венца славы, который обещан любящим Господа. Класть в гроб предметы, которыми умерший пользовался при жизни, не нужно, это суеверие и пользы душе умершего не принесет. Над гробом умершего читается «Последование по исходе души от тела», а затем псалтирь.

Погребение совершается на третий день после смерти. До истечения этих трех дней можно заказывать в храме панихиды (краткие заупокойные службы) об усопшем. Все молитвы, читаемые в храме и дома, крайне важны для усопшего. По православному учению, сразу после смерти душа человека проходит воздушные мытарства, во время которых бесы мешают ей подняться на небо. Молитва помогает умершему пройти эти испытания.

Отпевание обязательно совершается в храме перед погребением. Лишь в исключительных случаях (нет храма в окрестностях, невозможно найти останки) допускается «заочное отпевание». В церковь гроб с телом умершего несут ногами вперед его родственники и друзья. Бросать перед процессией крупу или землю – пережитки язычества, ношение цветов и венков во время процессии также не является православным обычаем. Музыка во время шествия неуместна, достаточно пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

В храме открытый гроб ставят напротив алтаря и с четырех сторон зажигают светильники. На отдельном столике ставят для освящения тарелку с кутьей — блюдом из разваренных зерен с сухофруктами и медом, с которого начинается поминальная трапеза. Присутствующие стоят со свечами и гасят их перед концом службы. Отпевание состоит из песнопений, посвященных горестной судьбе смертного человека на земле. В конце читается Евангелие и разрешительная («подорожная») молитва, которой разрешаются грехи, которые умерший забыл или не успел исповедать, но не те, которые сознательно скрыл на исповеди. Свиток с этой молитвой священник кладет в правую руку умершего в качестве удостоверения в прощении умершего и его примирения с Церковью. После этого покойному отдают последнее целование: можно целовать икону в руках покойного и венчик на его лбу, при этом мысленно прося прощения за все обиды, нанесенные ему при жизни, и его самого простить за всё. Самым близким родственникам дается возможность побыть несколько минут с покойным наедине. Затем священник возглашает «Вечная память», крестообразно посыпает тело усопшего землей, и гроб заколачивают. При этом живые цветы и икону можно оставить в гробу. После этого погребальная процессия следует к месту погребения.

Гроб опускают в могилу лицом на восток, и на могиле в ногах похороненного ставится Крест, символизируя победу Христову над смертью и адом.

Кремация (сжигание тел усопших) в православии не принята, она допускается только в случае невозможности традиционного христианского погребения. В случае кремации в гробу нельзя оставлять никаких святынь. Венчик, иконку, молитву и землю заворачивают в бумагу и вместе с прахом кладут в могилу. Оставлять прах непогребенным нельзя.

После погребения принято устраивать поминальную трапезу («поминки»), которая обязательно начинается с освященной в храме кутьи. Смысл поминок – вспомнить все добродетели усопшего и помолиться об прощении его грехов. Трапеза должна начаться и закончиться молитвой об упокоении. Алкоголь на трапезе запрещен, а в постные дни и еда должна быть постной.

Православная церковь верит в бессмертие души, всеобщее воскресение мертвых и последнее воздаяние каждому на Страшном суде. Поэтому Церковь продолжает молиться об упокоении души умершего в третий, девятый и сороковой день. По желанию родственников может совершаться сорокоуст — поминовение умершего на ежедневных заупокойных литургиях в течение сорока дней после смерти. В годовщину смерти близкие молятся за умершего, выражая веру, что смерть – это не уход в небытие, а рождение для вечной жизни.

Обдуманное самоубийство Церковь приравнивает к убийству и считает тяжким грехом. Жизнь – это дар Божий, а самоубийца отвергает этот дар. Поэтому самоубийц не отпевают в церкви. Это не относится к самоубийствам, совершенным в приступе безумия или по неосторожности. Не отпевают в храме и некрещеных людей, но близкие могут молиться о них, например, святому мученику Уару.

22
Птн
2021