Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Школа веры / Нагорная проповедь

Школа веры

3. Нагорная проповедь

Нагорная проповедь была произнесена Спасителем на холме близ Капернаума в Галилее в начале Его земного служения — вскоре после призвания 12 апостолов. Проповедь записана в Евангелии от Матфея (главы 5, 6 и 7) и в Евангелии от Луки (глава 6, стихи 12-41). В ней сформулированы основные принципы христианской нравственности, дополняющие 10 заповедей Моисея. По мысли Августина Блаженного, как Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить от Бога заповеди, так и Христос Спаситель поднялся на гору близ Капернаума, чтобы дать новые заповеди.

Самая известная часть Нагорной проповеди — заповеди блаженства. Следование им ведет к вечному блаженству (высшей степени радости) в последующей жизни вечной. С этих заповедей и начинается Нагорная проповедь.

Далее в проповеди говорится о том, что ученики Христа — это лучшее, что есть в мире: «Вы — свет миру», «Вы — соль земли», и о том, какие обязательства это накладывает.

Далее Христос сказал, что Его учение не отменяет, но дополняет ветхозаветные заповеди. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 17–18).

В следующей части проповеди Спаситель учит нас стремиться к истинной праведности, которая заключается не только в добрых поступках, но и в полной чистоте помысла. Господь объясняет, как надо оказывать милостыню, молиться и поститься, призывает к нестяжанию и надежде на Бога.

Именно в Нагорной проповеди Иисус Христос оставил верующим молитву «Отче наш» и дал заповедь не противиться злу насилием: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 39). Там же Спаситель впервые сформулировал "золотое правило" этики, которое повторяется и в других местах Нового завета: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, глава 7, стих 12).

В последней части Нагорной Проповеди Спаситель учит не осуждать ближних, беречь Слово Божие как святыню и не произносить его перед насмешниками («не давать святыню на поругание», «не метать жемчуг перед свиньями»), и быть постоянными в добрых делах. Иисус завершает Нагорную проповедь предупреждением против лжепророков, и подчеркивает, что человек не способен сделать ничего благого без Бога.

Слово Спасителя воспринималось слушателями как нечто небывалое. Он говорил как власть имеющий — так, как и подобает Сыну Божьему. И сам Он сказал о Своем учении: «Небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Евангелие от Матфея, глава 24, стих 35).

Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь, получила название гора Блаженств. Ныне на ней стоит католическая церковь, построенная в 1937 году по проекту итальянского архитектора Антонио Барлуцци. Это место входит в программу паломнических поездок на Святую Землю.

28
Суб
2020