Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Во Франции реставрируют Изенгеймский алтарь XVI века

Во Франции реставрируют Изенгеймский алтарь XVI века

Изенгеймский алтарь XVI века, автор — мастер Северного Возрождения Маттиас Грюневальд
А+
Распечатать
Фото: public domain

Реставраторы закончили один из этапов работ над Изенгеймским алтарем, самым знаменитым произведением мастера Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда.

Об этом сообщает The Art Newspaper Russia.

За последние четыре месяца специалисты удалили большую часть старого лака с четырех из 11 библейских сцен. В июле произведения вернулись в экспозицию городского Музея Унтерлинден в Кольмаре на востоке Франции. По словам реставраторов, разница между расчищенными композициями — изображающими нападение бесов на святого Антония, его встречу со святым Павлом Фивейским, Рождество и концерт ангелов — и теми, что еще ждут обработки, «потрясает».

Хотя экспертиза, проведенная в Научно-исследовательском и реставрационном центре музеев Франции, показала, что алтарь в целом находится на удивление в хорошей сохранности, до обработки отреставрированные сцены были покрыты толстым слоем пожелтевшего лака, а некоторые их участки потемнели из-за ионов меди, входящих в состав зеленого пигмента.

Теперь на них снова видны пальма в пустыне и пихты в горах, маленькие черные бесы, скачущие по небу, и херувим, глядящий из окна на ангела-музыканта, которому вернули оригинальные пастельные тона. Энтони Понтабри, возглавляющий группу реставраторов, говорит, что толщину лака удалось уменьшить с 30 до приблизительно восьми микрон.

Посетители кольмарского музея также смогут увидеть участки с пробной расчисткой на досках, еще ждущих обработки. Реставраторы отмечают, что труднее всего будет реставрировать большое распятие, которое сейчас гораздо темнее остальных картин.

Вторая группа реставраторов очистила располагавшиеся в центральной части алтаря деревянные скульптуры святого Антония и апостолов авторства Николаса Хагенауэра, обнаружив на них остатки старинной полихромии.

Всего в реставрации скульптурной группы и картин, а также деревянных досок и рам занято более 30 человек. Ожидается, что работы завершатся в 2022 году.

Ход реставрации

Реставрация началась в 2018 году, через семь лет после того, как с одной из картин без какого-либо предварительного научно-технического анализа попытались снять почти весь лак всего за несколько дней. Тогда работы приостановил лично министр культуры Франции.

Как отмечает Энтони Понтабри, та реставрация не нанесла серьезного ущерба, хотя расчистка и была «довольно неровной». Сейчас для расчистки самых темных участков, по его словам, используется гель нового поколения с добавлением наночастиц.

Кроме того, картины обследовали при помощи оптического когерентного томографа, который Научно-исследовательский и реставрационный центр музеев Франции приобрел в 2017 году. Этот аппарат, чаще всего используемый в офтальмологии, может создавать трехмерные изображения, дающие точную информацию о внутренней структуре красочных и лаковых слоев толщиной всего 0,003 мм.

Первые тесты устройства центр провел при участии специалистов из Ноттингемского Трентского университета на «Иоанне Крестителе» Леонардо да Винчи. По словам Венсана Детайя, который отвечает за это направление исследования алтаря, система оборудована лазером и «позволяет контролировать снятие лака в реальном времени», благодаря чему удается исключить контакт растворителя с красочными слоями.

«Если раньше реставраторы полагались на свою интуицию, то теперь мы можем выразить это „ощущение“ в точных цифрах», — цитирует издание Венсана Детайя.

Шедевр немецкой живописи

Изенгеймский алтарь — главное и самое знаменитое произведение немецкого художника Северного Возрождения Маттиаса Грюневальда и шедевр немецкой живописи.

В настоящее время алтарь хранится в музее Унтерлинден на территории доминиканского монастыря в эльзасском городе Кольмаре во Франции.

Алтарь заказал Грюневальду орден антонитов для своего монастыря в Изенгейме — местечке, расположенном в Эльзасе в 20 км от Кольмара. Произведение стало его главным алтарем.

Точная дата создания алтаря неизвестна, Маттиас Грюневальд написал его предположительно в период с 1506 по 1515 гг. Скульптуры и резные работы по дереву для алтаря выполнил эльзасский мастер Никлас из Хагенау.

Изенгеймский алтарь по своей форме является створчатым, то есть алтарем-складнем, и состоит из основной части — короба и двух пар подвижных живописных створок, и таким образом возможны три варианта развертки алтаря.

На первой, внешней развертке изображена сцена распятия Христа.

До 1793 года алтарь находился в церкви Изенгейма. Во времена Французской революции по приказу комиссаров молодой Французской республики картины и скульптуры перевезли на хранение в районный город Кольмар. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 года утрачены. Три развертки алтаря демонстрируются в настоящее время в Кольмаре по отдельности.

Композиция алтаря

В течение литургического года створки алтаря открывались по определенным датам, раскрывая картины, соответствующие религиозному событию. У Изенгеймского алтаря три варианта развертки, у большинства створчатых алтарей их только две.

В пост алтарь находился в закрытом состоянии. Перед взглядом молящихся в эти дни представала трагическая сцена распятия Христа с образами св. Антония и св. Себастьяна на боковых створках и пределла с изображением сцены оплакивания Христа, называемая иногда «Положением во гроб». Такой вид алтаря называется первой разверткой.

Вторая развертка Изенгеймского алтаря

Картина «Распятие Христа» Изенгеймского алтаря высотой 269 см и шириной 307 см является самым крупным произведением на этот сюжет в истории европейской живописи.

Второй разверткой Изенгеймского алтаря монахи могли любоваться в рождественские дни. На центральной части алтаря представлены так называемый «Ангельский концерт» и «Воплощении Христа». Рождественская картина обрамлена с двух сторон створками с иконографически необычными изображениями «Благовещения» и «Воскресения».

В пределле третьей развертки находятся скульптурные изображения Христа и апостолов. Эта развертка полностью посвящена св. Антонию — о жизни святого повествуют боковые створки алтаря. Слева изображена сцена посещения св. Антонием Павла Отшельника, правая створка описывает искушения св. Антония. Фигура слева в нижней части правой створки — больной «антониевым огнем».

На третьей развертке Изенгеймский алтарь раскрывался только 17 января, в день памяти св. Антония.

15 июля 2019
Реставрация «Ночного дозора» Рембрандта пройдет прямо в музее, перед глазами посетителей
24 апреля 2019
​В Риме после 10-летней реставрации открылся дворец Нерона
18 октября 2016
​В Бельгии частично восстановлен знаменитый Гентский алтарь
Последние новости
Новости по теме
20
Птн
2019