Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Владимир Святой: завоеватель и креститель. Десять вопросов о равноапостольном князе

Владимир Святой: завоеватель и креститель. Десять вопросов о равноапостольном князе

Крещение Руси, эскиз фрески В. М. Васнецова
А+
Распечатать
Фото: Wikipedia

1. Откуда нам известно о князе Владимире?

Оттуда же, откуда нам известно об истории Древней Руси и других ее правителей, — из летописей, житий и других письменных источников. При этом, по причине того, что летописи и жития изобилуют легендарным материалом, историку приходится, во-первых, отсеивать очевидно выдуманные факты, а во-вторых, кропотливо сопоставлять источники и восполнять недостаток информации в одних, прибегая к другим. 

Главным источником сведений о святом равноапостольном Владимире является древнерусский летописный свод начала XII века  Повесть временных лет, которая объединяет летописные заметки и ранние житийные предания о князе. К этому же времени относится сочинение Иакова Мниха (то есть монаха. — прим. ред.) «Память и похвала князю. Владимиру» — первое и самое древнее житие. Есть и более поздние жития (XII—XV веков), информация в которых в основном восходит к летописной, но часто содержит некоторые ранее не упоминавшиеся детали.

Интересно, что много свидетельств о Владимире Святом содержатся в западноевропейских памятниках и даже арабо-сирийских, где князь упоминается в связи с крещением Руси.

Родился будущий князь, по мнению историков, около 960 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич, а бабушкой — равноапостольная княгиня Ольга, первая правительница Руси, принявшая христианство. А вот матерью Владимира оказалась женщина самого низкого происхождения, рабыня — ключница Малуша, как называет ее летопись. В свое время Малуша была одной из наложниц князя Святослава. Узнав о связи сына и простолюдинки, разгневанная Ольга, которая уже тогда следовала христианским заповедям, сослала Малушу в село Будятино под Псковом.


2.
Какими странами правил святой Владимир?

Первоначально Владимир княжил в Новгороде, втором по значению древнерусском городе, а воспитывал его дядя по матери воевода Добрыня, опытный наставник и воин. В Киеве после смерти старшего князя Святослава воцарился брат Владимира Ярополк. В 977 году между братьями разгорелась борьба за власть. В итоге Владимир, обманом выманив Ярополка из Киева, убил его и единолично занял великокняжеский престол, поскольку еще один сын Святослава, Олег, был ранее убит Ярополком. 

Как это часто бывает, междоусобная война ослабила древнерусское государство,  и первое, с чего начал князь Владимир, воцарившись в Киеве в 978 году, — восстановление власти над теми славянскими племенами, которые платили ранее дань его предкам. За несколько лет великий князь вместе с верным Добрыней совершил ряд военных походов и обложил данью территории, на которых располагаются современные Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика, Молдова и Польша. 


3. Каким был Владимир до крещения?

Как человек и правитель Владимир жил вполне по нравам языческого общества — он был расчетливым, мстительным, жестоким и распутным. 

Объединив вокруг Киева массу племен, князь понимал, что нужна, как бы сейчас сказали, национальная идея, призванная скрепить единой нитью разрозненные народности. Зная о вере своей бабки Ольги и симпатиях брата Ярополка к христианству, к которому сам Владимир относился с опаской, молодой властитель принял решение реформировать пантеон славянских богов. Князь построил в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества — Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, сделав столицу Древней Руси таким образом еще и религиозным центром. Не исключено, что Владимир практиковал даже человеческие жертвоприношения. По крайней мере именно в этот период появились на Руси первые христианские мученики — варяги Федор и Иоанн.

Владимир вполне мог изнасиловать из мести будущую жену полоцкую княгиню Рогнеду на глазах ее родителей и убить ее отца и братьев — за то что девушка отвергла ранее его сватовство, посчитав происхождение князя слишком низким и назвав его «робичичем», то есть сыном рабыни. 

Повесть временных лет также упоминает крайнюю развращенность и сексуальную ненасытность Владимира, у которого, если верить летописи, было порядка 800 наложниц, что не мешало князю также соблазнять девственниц и чужих жен.

Крещение Владимира, эскиз фрески В. М. Васнецова

Крещение Владимира, эскиз фрески В. М. Васнецова


4. Каким он стал после крещения?

После крещения Владимир не мог не проникнуться духом новой веры. Князь отказался от многоженства — его единственной женой стала византийская царевна Анна. По всей Руси началось строительство храмов, а также повсеместное распространение грамотности, благодаря чему позднее появилась древнерусская словесность и богословие. Идея христианского милосердия также отразилась на поведении киевского правителя — киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье и даже приказал развозить на телегах еду и питье для немощных и больных. Летописец отмечает: «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно».


5. Что такое выбор веры и выбирал ли Владимир веру?

Красивое летописное сказание о «испытании вер» киевским князем носит, безусловно, легендарный характер. Вероятно, одна из его целей — показать, что Владимир сделал самостоятельный выбор, без какого-либо давления извне. Согласно летописи, католицизм не устроил князя, поскольку был ранее отвергнут его бабкой Ольгой, а ислам не пришелся правителю-гедонисту тем, что там нельзя употреблять алкоголь, тогда как «веселие есть на Руси пити». Зато православное византийское богослужение поразило воображение княжеских послов своей красотой и великолепием.

Понятно, что изначально выбор веры был продиктован политическими причинами — Владимиру нужно было укреплять свою династию надежными союзниками, и мощная Византийская империя, с которой у Руси уже были давние культурно-торговые связи, представлялась наиболее выгодным «кандидатом».

Князь Владимир избирает религию, Иван Эггинк

Князь Владимир избирает религию, Иван Эггинк


6. Как проходило крещение Руси? 

Итак, на совете князя и бояр было принято решение креститься в Константинопольской церкви. Разумеется, Владимир не мог обойтись без жесткой демонстрации силы — захватив византийский город Херсонес, или Корсунь, древнерусский правитель потребовал в жены дочь императора Василия II Анну. Ответным условием греки выставили как раз крещение князя, что было им и сделано.

Взяв в крещении имя Василий, князь Владимир возвратился в свои владения, где немедленно сверг идолов и начал массовые крещения подданных в Днепре с помощью присланных из Константинополя священников и епископа. 

Если в Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, то в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось народным возмущением и подавлением его силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдаленности определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира вплоть до XIII века.


7. Почему Владимир — Красно Солнышко?

Существуют несколько версий происхождения этого прозвища. Безусловно, оно носит фольклорный характер и упоминается в народных былинах. Согласно одной версии, в этом наименовании святого Владимира  выразилось народное почитание князя как великого человека. Другая версия связана с пресловутым «былинным» гостеприимством князя и устраиваемыми им регулярными пирами для всех желающих. 


8. Почему Владимир —
 равноапостольный?

Равноапостольными в православной традиции называются святые, сделавшие очень много для распространения христианства и проповеди Евангелия. К таковым, без сомнения, относятся княгиня Ольга, давшая импульс к историческому повороту, и ее внук Владимир, этот поворот совершивший.

В русском православном богослужении равноапостольный князь Владимир особо вспоминается во время литургии: за него на проскомидии вынимается восьмая частица из девятичинной просфоры.


9.
Когда началось почитание Владимира как святого?

Точных данных о начале церковного почитания  князя Владимира нет. Возможно, Владимира начали почитать с его сыновьями, святыми Борисом и Глебом.  Уже в XI веке митрополит Иларион  в своей «Похвале кагану Владимиру» именует князя «блаженным».

Первые сведения об официальном почитании Владимира как святого относятся к XIV веку: все Прологи и богослужебные книги того времени указывают память св. Владимира под 15 июля. В 1635 митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что стало началом почитания его останков.

Особое внимание ко дню памяти св. Владимира было привлечено торжествами по случаю 900-летия крещения Руси в июле 1888 года. Указом Святейшего Синода 1888 года, «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени просветителя русского народа», день памяти св. Владимира отнесен к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге — «имже бдение совершается»; до того полагалась полиелейная служба.


10. Каково отражение образа князя Владимира в культуре?

Самое разнообразное. Собирательный образ древнерусского правителя нашел отражение уже в былинном Владимире Красно Солнышко. С установлением почитания равноапостольного Владимира после XIV века был возведен ряд князь-Владимирских храмов. Самые известные из них — Владимирский собор в Киеве, Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, московский храм князя Владимира в Старых Садех. Строительство новых князь-Владимирских храмов идет и сейчас

Князь Владимир выступил в качестве героя в ряде литературных произведений, в кинофильмах («Ярослав Мудрый» (1981; СССР), «Легенда о княгине Ольге» (1983; СССР), «Владимир Святой» (1993; Россия)), в современной анимации (полнометражный мультфильм «Князь Владимир», 2006). Воздвигаются святому и памятники: самый известный был установлен в 1853 году в Киеве, есть также в таких российских городах, как Белгород, Тула, Владимир, планируется сооружить памятник  князю Владимиру и в Москве.

Существуют также ордена князя Владимира: один учрежден в 1782 году императрицей Екатериной II в 4-х степенях. В 1957 году Русская православная церковь учредила орден Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3-х степенях.


5
Пнд
2016