Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Великий Пяток: распятие Господа Иисуса Христа

Великий Пяток: распятие Господа Иисуса Христа

Распятие Господа Иисуса Христа
А+
Распечатать
Фото: public domain

Великий Пяток — самый трагичный день в истории человечества, день, когда по приговору начальников еврейского народа и прокуратора Иудеи Понтия Пилата был распят Сын Божий Господь Иисус Христос. Какое сердце не содрогнется, вчитываясь в  евангельские строки, повествующие о страшных последних часах земной жизни Спасителя мира! Унижение, оплевание, избиение и, наконец, распятие претерпел Тот, Кому служат все воинства небесные. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за  беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» Ис 53:5).

После окончания Первосвященнической молитвы Христос с учениками пришел в Гефсиманский сад, находившийся между  Иерусалимом и Елеонской (Масличной) горой. Название сада с еврейского можно перевести как «жом для выжимания масла». В Гефсиманском саду росли оливковые деревья, и здесь же готовили оливковое масло. Войдя в сад, Господь отделяется от учеников и, «пав на лице свое», начал молиться Отцу: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 26:39). Молитва Христа была столь напряженной, что по свидетельству евангелиста Луки пот Господа был как капли крови (Лк. 26:44). Конечно, как Бог, Христос не мог страдать, но Он был совершенным человеком, а человеку свойственно страшиться мук и смерти. В Гефсиманской молитве Христос как человек, явил полное послушание Богу, подчинив свою человеческую волю Божественному замыслу. Грех Адама состоял в непослушании Богу, Христосради нашего спасения «был послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Взятие Христа под стражу

Когда Христос окончил молитву и вернулся к ученикам, они спали, утомленные прошедшим днем. В этот момент послышались десятки голосов, и темнота Гефсиманского сада светилась огнями факелов. В сад ворвался отряд римских воинов, посланный Пилатом по  требованию иудеев.

Во главе отряда шел Иуда-предатель. И тут произошло чудо. Пришедшие, увидев Господа, не узнали Его, а когда Христос объявил им о Себе — упали на колени. Евангелист Иоанн пишет: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут»,(Ин. 18:4-8)

Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Таким образом, позволил взять Себя тогда уже, когда показал Свое могущество». Есть и другое объяснение странного поведения солдат. В  отряде, пришедшем арестовывать Христа, было множество иудеев — первосвященнических и синедрионских слуг. По-гречески ответ Христа «это Я» звучит (Ego eimi), что переводится как «Сущий», то есть по-еврейски Яхве. Это было запретное имя Божие, которое никто не имел права произносить в Израиле кроме первосвященника, который один раз в год заходил в святая святых иерусалимского Храма и произносил это имя. И теперь, услышав его, они пали ниц. Для Господа же это было очередным свидетельством Его божественного достоинства, а для иудеев — свидетельством и призывом к покаянию. Но их уже ничто не могло образумить.


Взятие Христа под стражу (Джотто ди Бондоне, 1304-06 гг, фреска)

Взятие Христа под стражу (Джотто ди Бондоне, 1304-06 гг, фреска)Из апостолов заступиться за Своего учителя попытался только апостол Петр. Горячий по натуре, он вытащил меч и отсек ухо первосвященническому рабу. Господь запретил Петру сопротивляться, а раба исцелил. Евангелист Иоанн приводит имя. Раба звали Малх. По-гречески это имя означает: «царь». Все перевернулась в эту страшную ночь. Раб носил царское имя, а истинный Царь принял ради спасения людей «зрак раба». Страдания Спасителя начались в оливковой роще, а ведь со времен Ноя оливковое дерево считалось символом мира между Богом и человеком.

Допрос у Кайафы

После ареста начался допрос. Сначала Христа допрашивали в доме первосвященника Анны, потом — Кайафы, который был в тот год первосвященником. В доме Кайафы собрались многие члены Синедриона, старейшины и книжники. Для обвинения Христа было заготовлено множество лжесвидетелей, но их обвинений для вынесения смертного приговора было недостаточно. В конце концов, Кайафа не выдержал. Он прямо обратился к Христу со словами: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?». Первосвященник Кайафа применил формулу из еврейского гражданско-процессуального права, в котором широко использовались клятвы со стороны подсудимого. После произнесения этой формулы подсудимый был обязан ответить. При этом его ответ приравнивался к ответу под клятвой. В уголовном процессе клятвы были запрещены, но Господь, тем не менее ответил Кайафе, подтвердив, что Он есть Бог.

Услышав эти слова, Кайафа в знак скорби и негодования от услышанного «богохульства» разодрал свои одежды, что было запрещено законом: «Великий же священник … не должен обнажать головы своей и раздирать одежд своих…» (Лев.21:10). Нарушив Закон, первосвященник Кайафа положил конец ветхозаветному священству, в котором теперь больше не было нужды, поскольку время Ветхого Завета подходило к концу.

Все присутствовавшие в доме согласились на вынесение смертного приговора, после чего начались издевательства над Христом.

Отречение Петра и самоубийство Иуды

Из апостолов во дворе роскошного первосвященнического особняка находились трое: Иоанн, Петр и  Иуда Искариот. Евангелисты сообщают, как Петр был несколько раз узнан слугами и  трижды отрекся от Христа. Лишь когда во второй раз пропел петух, он, наконец, осознал, что и он теперь предал своего любимого Учителя, и выйдя за ворота первосвященнического дома, заплакал.

Иуда, видя страдания Господа, тоже осознал свое злодеяние. Мучимый раскаянием, он вернул полученные тридцать сребреников и повесился. В литературе и на просторах Интернет ведутся споры по вопросу: мог ли Господь простить Иуду? Апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа, Господь простил и восстановил в апостольском достоинстве. Возможно, если бы Иуда просил о прощении, то он мог бы быть прощен. Святитель Игнатий (Брянчанинов пишет: «Нет греха человеческого, которого не могла бы омыть кровь Господа Бога Спасителя нашего». Но Иуда не просил о прощении. Раскаяние без веры в милосердие Божие завело его во мрак уныния, из которого он так и не смог выбраться. 


Отречение Петра (Г. Козлов. 1762 г.)

Отречение Петра (Г. Козлов. 1762 г.)Суд у Пилата

Согласно нормам еврейского права, решение принятое ночью на неофициальном заседании Синедриона не могло считаться законным, поэтому утром Синедрион вновь собрался для  рассмотрения дела Христа, однако, из-за спешки место разбора дела ограничился лишь оглашением смертного приговора.

Поскольку Синедрион после покорения Иудеи Римом был лишнн права выносить смертные приговоры и  приводить их в исполнение, его члены отправились к наместнику Иудеи прокуратуру Понтию Пилату.

Постоянная резиденция римских прокураторов находилась в  Кесарии — крупном портовом городе на севере Палестины. На время праздника Пасхи прокуратор прибывал в Иерусалим, где останавливался в претории — здании римской администрации на подконтрольных территориях. Место нахождения претории точно неизвестно. По наиболее распространенной версии эта была крепость Антония, построенная Иродом Великим. Она располагалась поблизости от иерусалимского Храма, что позволяло Пилату контролировать обстановку в городе.

Иудеи не любили Пилата, поскольку тот был жестоким и  корыстолюбивым правителем, неоднократно оскорблявшим религиозные традиции иудеев. Синедрион также был во враждебных отношениях с римским прокуратором и  не мог рассчитывать на его сочувствие, и потому, опасаясь противодействия с его стороны, явился к нему в полном составе.

Перед Пилатом иудеи выдвинули против Христа политические обвинения: «Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2), но допрашивая Христа в претории, Пилат быстро убедился, что хотя Иисус и называет Себя Царем, тем не менее, не представляет ни малейшей опасности для римской власти и смерти не заслуживает.

Согласно установленному обычаю на праздник Пасхи римский наместник миловал одного еврейского узника. Пилат решил воспользоваться этим обычаем и отпустить Иисуса, однако, решил спросить одобрения своего поступка у  толпы. Жители Иерусалима за прошедшие пять дней успели разочароваться в Том, Кого они еще недавно были готовы признать Царем и Мессией. Теперь, видя его во власти наместника ненавистного Рима, они, подстрекаемые фарисеями, с ненавистью стали кричать: «Распни, распни Его!». Отпустить же требовали разбойника Варавву. Тогда Пилат решил прибегнуть к последнему средству — вызвать жалость у иудеев. Он повелел римским солдатам бить Иисуса, после чего вывел Его израненного к толпе. При этом Пилат произнес знаменитые слова: «се, Человек». Для евангелиста Иоанна в словах Пилата раскрылся глубокий догматический смысл: свидетельство — устами язычника! — о явлении идеального человека в лице Воплощенного Бога. Сам Пилат хотел сказать другое: посмотрите на этого несчастного!

Но вид Христа в  терновом венце не смог смягчить сердец иудеев. Разъяренная толпа продолжала требовать распятия. Первосвященники выдвинули новое обвинение. Иисус усвоил Себе богосыновнее достоинство. Это — богохульство, которое, по закону, карается смертью. На Пилата это новое обвиненье возымело обратное действие. Пилат стал опасаться Иисуса. Римляне были суеверны. К тому же жена Пилата просила его пощадить Иисуса, так как она во сне «много пострадала за Него». (Мф. 27:19) Дело Синедриона казалось проигранным, но в этот момент первосвященники выдвинули новый аргумент: если Пилат помилует Христа — он не друг кесарю. Это был намек на обвинение в государственной измене. Пилату подобные обвинения перед императором грозили смертью, и он согласился на  распятие Христа.

Теперь Пилату оставалось только одно — вымещать на иудеях свою злобу. Обращаясь к толпе, Пилат вновь назвал Иисуса царем. Возражая ему, иудеи закричали, что у них один только царь — кесарь. Ослепленные злобой, они отреклись от своих мессианских чаяний. У иудеев был обычай умывать руки в  доказательство того, что умывающий невиновен в пролитии крови найденного убитым человека (Втор. 21: б-8). Пилат воспользовался этим обычаем в знак того, что он снимает с себя ответственность за казнь Иисуса. Лишь бы получить от прокуратора согласие на утверждение смертного приговора, иудеи соглашаются на все: «кровь Его на нас и на детях наших». Иоанн Златоуст пишет: «такова злая страсть... пусть так, что вы самих себя прокляли; для чего навлекаете проклятие и на детей?». 


Христос на суде у Пилата (Мануил Панселин, XIV век)

Христос на суде у Пилата (Мануил Панселин, XIV век)Распятие Иисуса Христа

Согласно повествованию всех четырех евангелистов, Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит: "лобное место" и там распяли посреди двух разбойников. "Голгофа", или "лобное место" — это был небольшой холм, находившийся в то время вне городских стен Иерусалима к  северо-западу. По древнему преданию, на этом месте был погребен прародитель Адам, череп которого изображен на православных распятиях.

Когда процессия пришла на Голгофу, Иисусу предложили болеутоляющий напиток — . уксус, смешанный с желчью. Но Господь отказался его пить, поскольку хотел умереть в полном сознании. Несмотря на страшную боль, Он молился о своих распинателях, дабы Отец простил их «ибо не знают, что делают».

При Кресте Спасителя стояли Его Пречистая Матерь и апостол Иоанн Зеведеев — единственный из апостолов, дошедший до Креста. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин. 19:26-27) Господь не просто поручил Иоанну Богослову заботиться о Своей Матери. В этих словах Церковь видит усыновление Богородице всех верующих. Теперь Она – Матерь всех христиан, молитвеница и ходатаица за них пред Своим Божественным Сыном.

Когда Христос висел на Кресте, терзаемый страшной болью, из его груди вырвался вопль: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46) Господь переживал нестерпимую муку, и эти слова явились выражением крайней степени Его страданий, когда Он, как человек, потерял всякую надежду на жизнь и спасение. Согласно мнению Святых Отцов вопль богооставленности был возглашен Христом от лица всего человечества, которое после греха Адама лишилось Божией благодати и ощущало себя покинутым Богом.

Последним словом Спасителя было «Совершилось!». Совершилось дело спасения людей, ради которого Христос пришел на землю. Подобно Рождеству. Смерть Спасителя сопровождалось чудесным астрономическим явлением. По свидетельству евангелистов: «От шестого  же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45). В момент смерти Господа произошло землетрясение, а храмовая завеса, разделяющая основное помещение Храма от святая святых разорвалась пополам. Это был конец храмового строя и Ветхого Завета. Наступала новая эпоха в истории человечества, когда  Царствие Божие открылось для всех стремящихся в Него войти.

5
Пнд
2016