Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Великая Суббота: сошествие Христа во ад

Великая Суббота: сошествие Христа во ад

Великая Суббота: сошествие Христа во ад
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

Великая Суббота — удивительный день церковного календаря, день, когда в сердцах верующих сочетаются два чувства: горечь от переживания Страстей Христовых и радость близящегося праздника Пасхи. В центре храма — во «гробе» — возвышении, украшенном цветами — лежит Плащаница, к которой прикладываются в знак скорби и  почитания Страданий Спасителя верующие. Но в Евангелии от Матфея, которое читается на Литургии, уже возвещается о воскресении Христа, а обычай освящения праздничных яств: пасхальных яиц, куличей и пасх — делает этот день особенно радостным и торжественным.

Распятие было самой мучительной казнью древности. Порой распятый человек, мучимый страшной болью, продолжал жить еще несколько дней. Иудеям предстояло праздновать Пасху и  оставлять в этот день распятых на крестах живыми считалось кощунством. Человек, который висел на кресте, страдал от удушья. Чтобы хлебнуть глоток воздуха, он опирался ногами на вбитые в них гвозди, что причиняло страшную боль. Именно поэтому, когда римские легионеры пришли к месту распятия, они перебили голени у  разбойник, распятых вместе со Христом, которые были еще живы. С раздробленными ногами они лишились опоры и быстро умерли от нехватки воздуха.

Христос уже умер, тем не менее, один из римских солдат нанес ему в бок удар копьем, «и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). По мысли известного отечественного исследователя Библии А. П. Лопухина: «Об этом евангелист упоминает, во-первых, как о необыкновенном явлении, так как из тела умершего при проколе не вытекает кровь и вода, а во-вторых, он хочет показать здесь, что смертью Христовой верующие получили кровь, очищающую от наследственного греха, и воду, являющуюся в Писании Ветхого Завета символом благодати Святого Духа (Ис.44:3)».


Чтобы не допустить поругания над телом Спасителя после смерти, один из Его тайных учеников, по  имени Иосиф из города Аримафеи, человек знатный и богатый, испросил у Пилата тело Иисуса Христа, дабы похоронить в приготовленной для себя гробнице. По  еврейской традиции это была небольшая пещера, находившаяся рядом с Иерусалимом. При погребении Спасителя присутствовал один из членов Синедриона — Никодим, который также был тайным учеником Христа. Помазанное составом из смирны и алоэ тело Спасителя было обвито плащаницей и положено в приготовленном гробе.

Одно из песнопений Великой Субботы гласит: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Как Бог, Христос и после воплощения продолжал единосущно и  нераздельно пребывать со Отцом и Святым Духом. Как человека, телесно Он пребывал во гробе, но душа Его сошла, как и души всех людей до воскресения Христа во ад. В богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчеркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников. Христос сошел во ад, разрушил «твердыни» и «вереи» адовы, отворил врата ада и «всем путесотворил воскресение», то есть для всех умерших — всех без исключения — открыл путь в  Царствие Божие. Поражение ада, как торжество Христа над смертью, изображено на  православных иконах воскресения Христа.

Когда Господь после проповеди в аду вывел оттуда души уверовавших в Него людей, у дверей Царствия Небесного их уже встречала душа человека, которая первой вошла в Царствие Небесное. Это был благоразумный разбойник, который, видя Христа уже на Кресте, слыша хуления и насмешки иудеев в Его адрес, уверовал в Него. На иконах благоразумный разбойник изображается обнаженным, что символизирует отсутствие у  него добродетелей, но как говорит митрополит Ташкентский и среднеазиатский Владимир (Иким): «Каким пламенем было его покаяние, за одно мгновение испепелившее все черные угли его прошлого. Как тверда была его вера, исповедовшая Сына Божия в униженном и умирающем Иисусе Христе. Какая сила духа нужна была ему, чтобы среди своих крестных мук обрести сострадание и великую любовь»

.

Возглас благоразумного разбойника: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» вошел в чинопоследование Божественной Литургии. Он предворяет пение заповедей блаженств. Тем самым все христиане призываются подражать в вере и любви благоразумному разбойнику, а грешникам подается пример покаяния.

Пасхальная еда

Фото: Храм святых апостолов Петра и Павла в ПетербургеСогласно древнему обычаю в Великую Субботу верующие освящают праздничные лакомства: твороженную Пасху, кулич и раскрашенные в разные цвета пасхальные яйца. Обычай окрашивать яйца на Пасху произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, которая пришла в Рим проповедовать Евангелие. Проповедницу нового учения пригласил во дворец император Тиберий. Придти во дворец без подарка считалось неприличным, и  Мария Магдалина по бедности своей принесла императору куриное яйцо. Его она и  протянула со словами «Христос воскресе!». Император ответил, что это также  невозможно, как если бы это яйцо сделалось красным. В следующий миг на глазах изумленного императора совершилось чудо, яйцо окрасилось в красный цвет. Яйцо является и символом жизни. Как из-под неживой скорлупы яйца рождается жизнь, так и Христос воскрес из гроба, и так воскреснут в вечную жизнь все умершие. Окрашивание красной краской знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.

Кулич символизирует Хлеб Жизни — Христа и является домашним аналогом церковного артоса — большой просфоры, стоящей всю Светлую седмицу перед алтарем и символизирующей пребывание с верующими воскресшего Христа. Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне помещаются буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!».

Верующие приносят пасхальные яства в храм, чтобы освятить их и испросить благословение у Бога на  пасхальную трапезу.

7
Срд
2016