Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / Великая Среда: помазание Христа грешницей и предательство Иуды

Великая Среда: помазание Христа грешницей и предательство Иуды

Поцелуй Иуды. Византийская книжная миниатюра
А+
Распечатать
Фото: public domain

Эти два евангельских сюжета связаны не только хронологически. Их роднит сила душевного порыва, подвигнувшая Иуду и грешную жену на совершение их поступков. Контрастность же содеянного позволяет лучше разглядеть высоту душевного порыва грешной женщины, отдавшей все свои деньги ради просьбы о прощении грехов, и глубины страстного омута, в которой попал апостол Иуда, прельщенный сребролюбием.

Это происходило в  Вифании, селении, лежащем в трех километрах к востоку от Иерусалима. Христос и  Его ученики ужинали в доме местного жителя по имени Симон. Некогда он страдал страшным недугом — проказой. Господь исцелил его, и вот теперь Симон с радостью принимал Христа у себя дома. Во время трапезы в дом вошла женщина. Женщина эта была блудница. Услышав о пребывании Христа в Вифании, она на все свои сбережения купила алавастровый (сделанный из алебастра), сосуд с ароматным маслом – миром и, придя в  дом Симона, плача, начала помазывать ноги Христа драгоценной жидкостью и отирать своими волосами.


Древний алавастровый сосуд

Древний алавастровый сосудМиро – это древний и  очень дорогой «парфюм». Стоимость мира, которым был помазан Христос, равнялась примерно годовой зарплате среднего работника. Блудница, помазав Господа, в знак раскаяния и любви к Спасителю не только явила образец величайшего смирения, но  и пожертвовала Ему все свое имение. Тем самым грешная женщина, проведшая всю прежнюю жизнь в разврате, явила образец величайшей жертвенной любви, такой любви, которой Христос требовал от многих Своих последователей: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради  Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35). Блудница, помазавшая Господа, отреклась от своей прежней жизни, отдала Христу все, решив последовать за Ним, за  то и получила великую награду — прощение всех грехов

Для грешной женщины произошедшее было выражением ее сердечного покаяния, для Христа – символическим приготовлением Его к погребению. Об этом Он Сам сказал Своим ученикам, начавшим роптать на женщину за содеянное ею (Мк. 14:8). Поступок блудницы стал не просто актом покаяния, но пророчеством о скорой смерти Спасителя мира.

В очередной раз услышав из уст Учителя о Его скорой кончине, один их двенадцати апостолов Иуда Искариот пошел к начальникам еврейского народа с предложением предать в их руки Христа. За совершенное предательство еврейские начальники предложили Иуде сумму — тридцать сребреников. За эти деньги Иуда выдал старейшинам место, где ночами любил бывать Христос со своими учениками, и обещал в ночном мраке указать воинам на Христа. Тридцать сребреников — сумма символическая. Именно столько в  Иудеи в те времена стоили рабы. Царь мира был оценен по цене раба.

Во все времена предательство считалось самым гнусным из всех поступков. Иуда ради денег, причем денег весьма небольших, согласился предать иудеям Своего учителя, Того, Кто даровал ему как апостолу силу прощать грехи и исцелять болезни. Есть мнение, что Иуда ждал от Мессии наступления земного царства, надеясь стать в нем казначеем и распоряжаться государственной казной. События, произошедшие в доме Симона прокаженного, окончательно убедили его в том, что Иисус не собирается становиться правителем Израиля. Разочаровавшись в Учителе, Иуда предал Его иудеям. 


Тирский статер — возможно, именно такими монетами было заплачено Иуде за предательство


Тирский статер — возможно, именно такими монетами было заплачено Иуде за предательство.В песнопениях Великой среды помазание Христа и предательство Иуды духовно противопоставляются одно другому: «О жалкая доля Иуды! Видел он блудницу, целующую стопы, и  замышлял коварно поцелуй предательский. Она косы расплела, а этот яростию связывался, нося вместо мvра смердящую злобу: ибо не умеет зависть предпочитать полезное. О жалкая доля Иуды! От нее избавь, Боже, души наши!». Произошедшее в  Великую среду должно стать для всех христиан уроком: как бы человек ни был далек от Господа, он всегда может к Нему приблизиться, если всем сердцем возлюбит Его и решит исправить свою жизнь согласно заповедям Христовым. Вместе с тем, как бы человек ни был близок ко Христу, какие бы чудеса силою Божию ни совершал, он может отпасть от Господа, если душа его погрузилась в бездну страстей и грехов. Поэтому каждый христианин в песнопениях Великой среды находит для себя как утешение, так и грозное предостережение, что его ждет, если он утратит духовное бодрствование и последует вслед греховных желаний своей души.

В Великую среду в  последний раз служится Литургия Преждеосвященных Даров и читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. До праздника Пятидесятницы в Церкви прекращаются и земные поклоны. Они будут совершаться только перед плащаницей.


Размышления о сути и смыслах Страстной Седмицы читайте в блоге священника Константина Кравцова.

3
Суб
2016