Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Ведущий ватиканский экзорцист: фильмы об экзорцизме искажают суть христианской веры

Ведущий ватиканский экзорцист: фильмы об экзорцизме искажают суть христианской веры

Кадр из фильма «Заклятие 2»
А+
Распечатать
Фото: kinopoisk.ru

Отец Франческо Бамонте (Francesco Bamonte), президент Международной ассоциации экзорцистов со штаб-квартирой в Ватикане, 8 января выступил со статьей в официальном издании Католической церкви “L'Osservatore Romano”, в которой он подверг критике сложившуюся современном кинематографе традицию показа противостояния Бога и демонов как едва ли не равноправного соперничества, сообщает Catholic News Service.

Фильмы, изображающие процесс изгнания падших духов, могут быть важным средством свидетельства того, как Бог всегда торжествует над злом, но вместо этого они искажают веру и преувеличивают человеческие силы и власть сатаны, написал он.

Телевидение и кино приучили людей к признанию факта «наличия и экстраординарного влияния демонов на жизни людей, а также той битвы, которую Церковь ведет против них», отметил о. Франческо Бамонте.

По его словам, изображение экзорцизма в художественной литературе может способствовать большей осведомленности людей в вопросах веры, однако «то, как представляются зло, одержимость бесами, чин экзорцизма и освобождения [одержимых от демонов], неприемлемо и вызывает разочарование».

В то время как Церковь вверила священникам власть помогать людям и защищать или освобождать их от власти дьявола, большинство фильмов скрывают или игнорируют «чудесное, изумительное присутствие и действие Бога» и роль Девы Марии в битве со злом, написал священник Ф. Бамонте, который является членом католической общины слуг Непорочного сердца Марии.

Как свидетельствуют священники-экзорцисты на собственном опыте, реальность такова, что «демон, даже если он не хочет, вынужден против своей воли утверждать истинность нашей католической веры», — утверждает Ф. Бамонте в своей статье. По его словам, демоны реагируют на святую воду или другие священные реликвии, которые используются при экзорцизме, и вынуждены каждый раз подчиняться власти Бога.

«Когда [бес] слышит молитву Деве Марии, он показывает всю свою ненависть и страх перед Ней, но вынужден подтвердить, что Мария является матерью Бога и что Она заступается за человечество», — пишет о. Франческо.

Хотя в фильмах об экзорцизме есть много неточностей, касающихся вопросов веры, наиболее серьезной ошибкой является то, что в большинстве случаев в них человеческая жизнь выглядит как поле битвы двух равных начал — света и тьмы, добра и зла, отмечает католический священник.

«Сатана не есть бог зла, противостоящий Богу добра, он — существо, которое Бог создал благим и кто, вместе с частью ангелов, также созданными Богом благими, стал злым, потому что они отвергли Бога и его царство на основе своего свободного и окончательного выбора», — цитирует издание статью священника-экзорциста.


Великомученик Никита побивающий беса

Фото: Русская икона«Поэтому сатана и служащие ему духи не являются всемогущими существами, они не могут творить чудеса, они не вездесущи, они не могут знать наши мысли или знать будущее», — пишет о. Франческо Бамонте.

По его мнению, некоторые фильмы заставляют зрителя думать, что спасение от злых духов приходит от людей, имеющих доступ к секретному, или высшему, знанию. Такое представление о духовном мире способно лишь оттолкнуть людей от Церкви, создавая ошибочное мнение о существовании некоего «класса высших существ».

Сатана и служащие ему духи не являются всемогущими существами, они не могут творить чудеса, они не вездесущи, они не могут знать наши мысли или знать будущее.

Франческо Бамонте, президент Всемирной ассоциации экзорцистов

Люди, «которые живут, предаваясь с верой в руки Божьи, сильнее, чем дьявол и все его приспешники, — эти истины мы не увидим в фильмах», — подчеркнул священник.


Ватиканский обозреватель — о фильмах ужаса, посвященных экзорцизму

Статья о. Франческо Бамонте вышла в ватиканском издании одновременно с заметкой Эмилио Ранзато (Emilio Ranzato), постоянного автора и кинокритика “L'Osservatore Romano”. В ней Э. Ранзато отмечает, что жанр фильмов об экзорцизме стал наиболее плодовитым за всю историю эволюции фильмов ужасов категории “B” (малобюджетных коммерческих кинокартин, не отличающихся высокими художественными достоинствами, но ставших нишей, в которой возможны эксперименты разного рода независимых кинопроизводителей. — Rublev.com).

По мнению ватиканского кинокритика, одним из самых страшных когда-либо созданных фильмов ужаса является «Экзорцист» (1973) режиссера Уильяма Фридкина (William Friedkin).

Сатана не есть бог зла, противостоящий Богу добра, он — существо, которое Бог создал благим и кто, вместе с частью ангелов, также созданными Богом благими, стал злым, потому что они отвергли Бога и его царство на основе своего свободного и окончательного выбора.

Франческо Бамонте, президент Всемирной ассоциации экзорцистов

В то время как, по мнению Э. Ранзато, за последние годы ни один фильм не приблизился к уровню картины У. Фридкина, такие фильмы как «Последнее изгнание дьявола» (“The Last Exorcism”, 2010) режиссера Даниэля Штамма, «Заклятие» (“The Conjuring”, 2013; режиссер — Джеймс Ван) и «Избави нас от лукавого» (“Deliver Us From Evil”, 2014; режиссер — Скотт Дерриксон) кинокритик отнес к числу «высококачественных коммерческих продуктов». 

Для того, чтобы найти хорошие фильмы на тему одержимости, Эмилио Ранзато советует зрителю проигнорировать большую часть коммерческих картин и обратить внимание на артхаусные фильмы, поскольку в этом жанре режиссеры имеют больше возможностей для того, чтобы выйти за рамки упрощенных сюжетных линий и преодолеть общепринятую схему «универсальной битвы добра против зла».

В списке кинокартин, которые обозреватель официального ватиканского печатного органа также рекомендует к просмотру, — «Демон» режиссера Брунелло Ронди (“The Demon”, 1963), «Не терзай утенка» режиссера Лючио Фульчи (“Don't Torture a Duckling”, 1972), «Одержимость Джоэла Делэйни» режиссера Уориса Хуссейна (“The Possession of Joel Delaney”, 1972), «Реквием» режиссера Ганса-Христиана Шмида (“Requiem”, 2006), «Шесть демонов Эмили Роуз» режиссера Скотта Дерриксона (“The Exorcism of Emily Rose”, 2005) и фильм Анджея Жулавски «Одержимость» (“Possession”, 1981), который Э. Ранзато назвал «сюрреалистическим шедевром, изобилующим загадочными, но захватывающими деталями, нагруженными смыслом».

9 декабря 2015
​Американские кинокритики назвали «В центре внимания» лучшим фильмом года
10 сентября 2015
​Николай Досталь снимет фильм «Монах и бес»
2 апреля 2015
Польский священник устроил массовое изгнание бесов из группы подростков
10
Суб
2016