Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Вологодской области учредили новый праздник — День вологодского кружева

В Вологодской области учредили новый праздник — День вологодского кружева

Вологодское кружево
А+
Распечатать
Фото: Маниту (CC by-sa 3.0)

Правительство Вологодской области приняло законопроект, касающийся популяризации кружевоплетения — ведущего художественного промысла Вологодской области. В документе определена дата проведения Дня вологодского кружева — 27 мая. 

Об этом сообщает сайт «Культура в Вологодской области».

В обсуждении возможной даты проведения нового праздника приняли участие жители региона, в одной из соцсетей для этого организовали онлайн-голосование. Помимо этого, этот вопрос обсуждали в августе этого года на заседании общественного совета при Департаменте культуры и туризма области.

«После обобщения всех данных было принято единое решение: День вологодского кружева будет отмечаться 27 мая. По новому стилю в этот день родилась Анфия Федоровна Брянцева, основоположница особого способа плетения сцепного кружева, называемого “вологодский манер”. Надеюсь, что депутаты на сессии Законодательного собрания области нас поддержат», — отметил, выступая на встрече, заместитель губернатора области Эдуард Зайнак.


Вологодское кружево. История промысла

Плетение кружев, дореволюционная открыткаИзначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. Традиция кружевоплетения на коклюшках (деревянных палочках), распространенная в Вологодской области, восходит к XVI—XVII векам. Как самостоятельный промысел существует с первой четверти XIX века: в 1820-х годах в имениях вологодских помещиков стали возникать кружевные мастерские — «фабрики», на которых трудились крепостные крестьянки. 

Одна из первых «фабрик» была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино. Ее работницы выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

В отличие от вятского кружева, сначала зародившегося как народное творчество, а затем перенятого богатыми сословиями, в Вологде кружево изначально было предметом роскоши для дворян, и лишь потом мода на него перешла к крестьянкам и мещанкам.

К середине XIX столетия во всех значимых помещичьих усадьбах губернии существовали кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. 

Типичный материал для вологодских кружев — лен, отбеленный или суровый. В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волоченой проволоки или из шелковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Влияние на художественный стиль вологодского кружева оказали местные традиции вышивки, ткачества и резьбы по дереву. Вологодский орнамент — плавный, мягкий, изогнутый, но всегда графически четкий и ритмичный. Все изображения выплетаются непрерывной, плотной и плавно извивающейся полотняной тесьмой, которая называется «вилюшкой». В вологодском кружеве используются цветочные, растительные и геометрические узоры, и есть четкое разделение на «фон» и «узор», которое делает вологодские кружева такими узнаваемыми. Вологодские кружевницы использовали в плетении исключительно льняные материалы.


Анфия Брянцева и ее «вологодский манер»

Развитию кружевоплетения в XIX веке способствовали талантливые выпускницы Мариининской практической школы кружевниц Петербурга — Анфия Федоровна Брянцева и ее дочь Софья Брянцева, Рахиль Фиолетова и Анна Чурина; вместе они обучили свыше тысячи местных мастериц.

Анфия Федоровна Брянцева (в девичестве Светлосанова) родилась 14 мая (27 мая н. ст.) 1812 года на погосте Христорождественском Несвойской волости Вологодского уезда в семье священнослужителя. В 1836 году девушка вышла замуж за канцеляриста Вологодского уездного суда Петра Брянцева. Молодожены переехали в Вологду.

Анфия Федоровна была очень трудолюбивым человеком, «употребляя все свободное время на плетение кружев» и составление сколков для кружева. Личным вкладом Анфии Брянцевой в развитие вологодского кружева является изобретение «вологодского манера». Исследовательница народного промысла Софья Давыдова в своей книге «Русское кружево и русские кружевницы» пишет об этом так: 

«...Более широкое развитие кружевного промысла и главное — уменье применять кружевные работы к требованиям моды последовало в сороковых годах нынешнего [XIX] столетия. В то время среди высшего общества были в большом ходу работы на манер кружева. Заключались они в том, что узор, заранее нарисованный на клеенке или бумаге, выкладывался нитяной тесемкой разной ширины, между тем как промежутки заполнялись решетками, выделывавшимися просто иголкой на манер фестона. Талантливой мастерице Анфии Федоровне Брянцевой пришла счастливая мысль попытаться воспроизвести коклюшками такую же тесемку и переплет. Опыт удался в совершенстве. Таким образом, к прежнему манеру плести “густыми городами” <...> русское кружево, присоединен был новый способ, в роде гипюра, который и получил специальное название “манера Вологодскаго”».

Вместе с дочерью Анфия Брянцева массово обучала искусству сцепного кружева жительниц Вологды и окрестных деревень. В результате в 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 тысячи мастериц, а к 1912 году — уже 40 тысяч. 

В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз, в 1935 году — художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе. В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка», действующее до сих пор как ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка». 3 ноября 2010 года на Кремлевской площади Вологды открылся Музей кружева.

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году. Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».


31 августа 2018
​В Софийском соборе Вологды богослужения будут идти не более четырех часов в сутки
17 июля 2017
​В Вологодской области, возможно, найдены мощи преподобного Иродиона Илоезерского
15 июня 2017
На Кубенском озере в Вологодской области возродят Спасо-Каменный монастырь
Последние новости
​Туристы спешат взойти на скалу Улуру в Австралии, которую власти закроют для посещения 26 октября

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и священное место австралийских аборигенов страдает от избыточного количества посетителей и нецивилизованного поведения туристов.

16 октября 2019
518
Христианская община в Индонезии борется против халяльного туризма, отстаивая свое право употреблять в пищу свинину

Напряженность возникла, когда губернатор Северной Суматры Эди Рахмаяди высказался за то, чтобы христиане, живущие в районе озера Тоба, отказались от свинины ради привлечения в этот регион мусульманских туристов.

14 октября 2019
859
Новости по теме
19
Суб
2019