Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Ватикане открылась выставка об истории иудейского семисвечника — меноры

В Ватикане открылась выставка об истории иудейского семисвечника — меноры

В Ватикане открылась выставка об истории иудейского семисвечника — меноры
А+
Распечатать
Фото: Juan Sebastian Torres (CC by 2.0)

16 мая 2017 года в крыле Карла Великого Музеев Ватикана и в Еврейском музее Рима начала работу выставка «Менора: почитание, история, мифы». 

Как сообщает «Радио Ватикана», это первый совместный проект двух учреждений.

Выставка рассказывает об истории семисвечника — меноры, священного символа еврейского народа. В экспозиции представлены около 150 произведений искусства, в том числе скульптуры, картины, библиотечные манускрипты и иллюстрации.

Кураторами выставки выступили искусствовед Франческо Леоне и представитель научных отделов и реставрационных лабораторий Музеев Ватикана Арнольд Нессельрат.

«Менора является мифическим, легендарным семисвечником, который Господь на Синае повелел сделать Моисею в одном слитке из чистого золота: оригинал весил 35 кг. Менора имеет свою древнюю, легендарную историю, схожую со Святым Граалем. С X века до Рождества Христова золотой канделябр находился в Храме Соломона. Это святилище было разрушено вавилонянами и восстановлено народом Израиля после возвращения из вавилонского плена. В истории артефакта были также другие, более или менее легендарные и мифические обстоятельства. Семисвечник был привезен в Рим генералом Титом в 71 году нашей эры, на следующий год после разрушения Иерусалимского храма. Однако из Рима менора исчезла навсегда, вероятно, после его разграбления вестготами Алариха или после нашествия вандалов Гейзериха, и, скорее всего, была увезена в Константинополь. С этого момента менора то появляется, то исчезает, порождая в Риме ряд легенд, мифов и невероятных событий, которые простираются вплоть до XX века. Таким образом, Рим является идеальным местом для проведения этой выставки», — рассказал Франческо Леоне в интервью Радио Ватикана.

Со своей стороны, профессор Арнольд Нессельрат отметил, что на экспозиции в Музеях Ватикана и Еврейском музее Рима представлен слепок внутреннего барельефа из триумфальной арки императора Тита. На изображении запечатлен момент прибытия в Рим легендарной меноры, трофея из Иерусалима.


Барельеф на триумфальной арке императора Тита

Фото: Evangelisches Schuldekanat Schorndorf/Waiblingen (CC by 2.0)Главный экспонат выставки — каменный монолит из израильского городка Магдалы, который был обнаружен только в 2009 году. По этому случаю профессор А. Нессельрат сказал: «Монолит покидает Израиль впервые, и это стало возможным благодаря Израильскому государству. Рельеф меноры на камне был сделан в те дни, когда оригинальный семисвечник еще находился в Иерусалимском храме. На выставке представлена также христианская реконструкция меноры из итальянского святилища Ментореллы».

Профессор отметил, что канделябры с семью ветвями были для христианства знаком памяти о его еврейских корнях. Иудейский символ стал также христианским элементом, и эта важная идея прослеживается на всей выставке.

«В наше время, когда войны пытаются оправдать религиями, мы хотим показать, что религии не воюют друг с другом, но общаются между собой. Из диалога может родиться нечто прекрасное и конструктивное. Я был очень рад увидеть плакат с менорой вблизи фасада собора Святого Петра; полагаю, что римская выставка, посвященная меноре, глубоко символична. Для нас очень важен этот диалог, это сосуществование. Мы хотим прийти к обоюдному убеждению, что вполне возможно строить вместе, несмотря на различные точки зрения», — подчеркнул ватиканский ученый.

Выставка продлится до 23 июля 2017 года.

О меноре

Менора — золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до его второго разрушения.

Согласно Библии, предписание об изготовлении Меноры (как и всей священной утвари в Скинии), а также её описание были даны Богом Моисею на горе Синай (Исх. 25:9).


Меноры на рынке в Иерусалиме

Фото: Marcin Monko (CC by 2.0)Менора является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время ее изображение является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе государства Израиль.

Семисвечник в христианстве

Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре. 

Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.

В общем случае семисвечник понимается как символ Духа Божиего, дающего семь даров Премудрости из одного источника. Позже семисвечнику стали приписывать символику семи церковных Таинств.


7 декабря 2015
В Израиле создали вино, аналогичное тому, которое использовалось в библейские времена
21 октября 2015
​Ватикан и Третьяковская галерея обменяются выставками
29 сентября 2015
​В Израиле будет выставлена мозаика, возраст которой составляет полторы тысячи лет
26
Втр
2017