Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Варшаве представили спектакль о блаженной Ксении Петербургской

В Варшаве представили спектакль о блаженной Ксении Петербургской

Сцена из спектакля о блаженной Ксении Петербургской
А+
Распечатать
Фото: Teatr Czrevo (YouTube)

4 декабря 2016 года в стенах Центра православной культуры им. святых Кирилла и Мефодия в Варшаве состоялась премьера моноспектакля «Ксения», посвященного прославленной русской святой, блаженной Ксении Петербургской. Об этом сообщается на официальном сайте Польской православной церкви.

Главную роль исполнила Иоанна Троц (Joanna Troc), ведущая актриса варшавского театра “Czrevo”. 

Пьесу специально для спектакля написала варшавская поэтесса Тамара Болдак-Яновска (Tamara Bołdak-Janowska). Спектакль также дополнили сцены, которые родились в результате импровизации во время репетиций. Режиссером-постановщиком стала Магда Чайковска (Magda Czajkowska).

Музыку для спектакля написал Егор Забелов — известный баянист белорусского музыкального андеграунда, композитор, автор театральной музыки и музыки к кино, основатель группы Gurzuf и «Егор Забелов Трио».

Спектакль был представлен на диалекте белорусского языка, распространенном в окрестностях г. Городок (Витебская область). Таким образом авторы хотели подчеркнуть общность культурных традиций Восточной Польши и белорусского Полесья, универсальность христианского подвига, явленного святой Ксенией.

Это еще один проект актрисы Иоаны Троц, которая последовательно вводит разновидности языка полесских белорусов в театр; начало циклу положил ее первый спектакль «Я у поли вербою росла». 


Блаженная Ксения по-польски

В центре пьесы — переживания молодой женщины, которая в 26 лет осталась вдовой. Эта деталь биографии Ксении Григорьевны Петровой (будущей блж. Ксении) уже не впервые становится отправным пунктом для создания театральных версий жития святой.

В постановке Магды Чайковской главное внимание уделяется именно личной трагедии блаженной Ксении и той внутренней метаморфозе, которая в результате привела к тому, что в недавнем прошлом жена придворного певчего, дослужившегося до чина полковника, приняла на себя тяжелейший подвиг юродства — мнимого сумасшествия, добровольного отречения от мира, которое приближает человека к Богу.

«Святость и юродство (божественное безумие) сами по себе не являются главной темой пьесы, — говорится на странице спектакля в Facebook. — Наиболее важным является вопрос о том пути и причине, которые ведут к юродству, к неразрывному переплетению святости и безумия. Ксения — это молодая 26-летняя женщина, любовь которой представляет собой полное, лишенное всяких границ чувство».


Сцена из спектакля о блаженной Ксении Петербургской

Фото: Польская православная церковьПо замыслу создателей, главной причиной такого шага является сильная любовь Ксении Петровой к своему мужу. Не будучи в состоянии смириться с его потерей, женщина по-прежнему испытывает любовь к нему, эта любовь переживает саму смерть и продолжается после ухода супруга. Эта любовь, считают авторы спектакля, заставляет Ксению символически умереть для мира, чтобы превратиться в любимого мужа.

По этой причине, как представляют на сцене создатели постановки, блаженная Ксения отказалась от собственной личности, перестала откликаться на привычное имя и отзывалась лишь на имя покойного мужа, Андрея Федоровича Петрова. Поэтому она до самой своей смерти носила военный мундир супруга.


Блаженная Ксения. Театральная жизнь образа

Постановка в Польше — не первый опыт театрального воплощения образа известной русской святой. 

В 2007 году пьесу «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» написал российский прозаик, драматург и режиссер Вадим Леванов (1967—2011). Вскоре на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге по пьесе был поставлен спектакль «Ксения. История любви». Режиссером выступил народный артист России, художественный руководитель и директор Александринского театра Валерий Фокин.

Эта же пьеса стала основой для множества других постановок. Спектакли о блаженной Ксении ставили в разное время в новосибирском государственном драматическом театре «Старый дом» (режиссер — Тимур Насиров), в Российском академическом молодежном театре (РАМТ), в московском Центральном доме актера (здесь спектакль назывался «Ксения Петербургская в житии»).

В 2015 году спектакль калининградского Тильзит-театра «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии» в постановке Павла Зобнина оказался в центре скандала. 

Монахини Свято-Елисаветинского женского монастыря в Калининграде обратились в Министерство культуры Калининградской области с жалобой на сцену, которая показалась им неподобающей.

Речь шла о сцене, где Ксения просит милостыню у отца Паисия и попадьи. Услышав в ответ: «Пошла прочь! Не вводи во грех!», Ксения отвечает: «А тебя, дяденька, во грех вводить нечего. Ты во грехе, аки в дегте, весь целиком. Ты ж и в пост скоромишься — блины с маслом да баранью лопатку кушаешь, к попадье своей под подол лезешь, и на стороне блудишь, мздоимствуешь...» Святая обличает и жену священника, и та в ответ осыпает Ксению отборными ругательствами.

Чиновники областного минкульта обратились к руководству театра, предложив «решить этот вопрос более-менее безболезненно для всех сторон». Режиссер Павел Зобнин убрал сцену, которая в карикатурном обличии показывает попа и попадью. Однако после этого он убрал свое имя с афиши.

Эта история вызвала возмущение членов Совета Гильдии театральных режиссеров России. Валерий Фокин, автор первой постановки, являющийся членом президиума совета Гильдии, направил письмо губернатору Калининградской области Николаю Цуканову.

В нем он напомнил, что исторические факты убедительно свидетельствуют, что Ксения Петербургская неоднократно обличала пороки, в том числе и священнослужителей, «обращая общее внимание на несоблюдение ими своего божественного долга». «Но, видимо, административное рвение, ставшее сегодня, к сожалению, крайне распространенным, возобладало в данном случае над разумом, что привело к нарушению авторских прав и драматурга, и режиссера», — написал Валерий Фокин.

«Мы очень удивлены, что несмотря на отсутствие цензуры Управление культуры позволяет себе грубейшее вмешательство в замысле авторов пьесы и спектакля, а кроме того еще и вносит купюры в житие святой Ксении Петербуржской», — отметил он в своем обращении.

На сегодня спектакль «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии» исключен из репертуара Тильзит-театра.


21 ноября 2016
​Иисуса Христа провозгласили королем и владыкой Польши
14 ноября 2016
В Польше открылся храм, строительство которого растянулось на 225 лет
21 сентября 2015
​В Варшаве впервые прошла акция «Ночь храмов»
Последние новости
Кинофестиваль в Гетеборге выберет человека, который увидит конкурсную программу, проведя неделю в одиночестве на острове-маяке

В этом году оргкомитет фестиваля запустил проект “The Isolated Cinema” — «Изолированный кинотеатр». Сам Гетеборгский фестиваль пройдет целиком в цифровом формате.

13 января 2021
363
​Из-за падения доходов Церковь Англии может пойти на закрытие части храмов и сокращение числа епископата и духовенства

С наибольшей вероятностью «оптимизация» коснется городских церквей викторианской эпохи. Престарелые священнослужители, вероятно, вынуждены будут уйти на пенсию.

11 января 2021
595
Новости по теме
16
Суб
2021