Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Татарстане строится храм для кряшенов

​В Татарстане строится храм для кряшенов

В Татарстане строится храм для кряшенов
А+
Распечатать
Фото: Чистопольская Епархия

Кряшенский приход в г. Чистополь вскоре может получить собственный храм. Недавно администрацией города был выделен земельный участок под строительство, сообщает сайт Чистопольской епархии.

По инициативе прихожан был организован и совершен крестный ход от молельного дома, где в настоящее время проходят богослужения, до места предстоящего строительства. Благочинный Алексеевского округа протоиерей Павел Чурашев, представитель кряшенской общины епархии, совершил молебен и установил крест в основание будущего храма.

Кряшенский приход в Чистополе был образован несколько лет назад и посвящен трем Казанским святителям — Гурию, Варсонофию и Герману.

О необходимости поддержки местных общин кряшенов заявил недавно митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в интервью для сайта «Православие и мир». Он, в частности, подчеркнул, что основное завоевание этой этноконфессиональной группы заключается в том, что кряшенам удалось, несмотря на непростые условия советского времени, сохранить собственные духовные и культурные традиции.

«…Я буду заниматься проблемой кряшен, это точно. И, насколько я ознакомился, самая большая их проблема — это, конечно же, духовенство. Надо готовить духовенство именно из их среды. А для этого, очевидно, надо будет подумать, чтобы как раз в нашей семинарии были специалисты, которые хорошо бы разбирались в данной проблематике — и языка, и культуры, и преданий, и традиций кряшен», — отметил иерарх.

В настоящее время в Татарстанской митрополии действуют несколько кряшенских приходов. Богослужения на них совершаются на двух языках — церковно-славянском и кряшенском.

В Татарстане строится храм для кряшенов

Перевод Священного Писания на язык кряшенов был осуществлен еще 10 лет тому назад. В 2005 году в Казани прошла презентация «Нового Завета на кряшенском языке», издания, которое явилось плодом многолетних совместных усилий сотрудников Российского Библейского общества и переводческой группы в Казани. Таким образом, был завершен масштабный научный труд специалистов РБО, начало которому было положено еще в середине XIX века.


Кто такие кряшены

Кряшены — этноконфессиональная общность, представители которой проживают в обширном регионе Поволжья и Приуралья, в частности, в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане и Челябинской области. Их иногда называют крещеными татарами, но сами они себя таковыми не признают, считая себя потомками тюркоязычного племени, крещеного еще в VI в. во времена Булгарского Царства. 

Вторая волна крещения относится ко времени после взятия Казани в 1552 г. (так называемые «старокрещеные»), третья — второй половине XVIII в. («новокрещеные»). Следует отметить, что часть исследователей признают действительно имевшей место лишь христианизацию в XVI и XVIII вв. 

Численность кряшен оценивалась ориентировочно до 300 тысяч человек. Исследователи отмечают, что, хотя кряшены генетически связаны с казанскими татарами, но своеобразие материальной и духовной культуры, связанное с условиями формирования, о также особенности языка и, что немаловажно, возросшее самосознание позволяют считать их самостоятельным этносом.

Верующие кряшены исповедуют православие. Впервые Божественная литургия на кряшенском языке была совершена в 1869 г., а в следующем году богослужение на родном языке получило официальное признание и разрешение. Основой культового языка христиан-кряшен с середины XIX в. стал разговорный язык кряшен, на который были переведены основные богослужебные тексты. 


Священное Писание на кряшенском языке. История создания перевода

Работа по переводу Священного Писания на кряшенский язык началась в середине XIX века кряшенской переводческой комиссией под руководством Николая Ильминского. Выдающийся востоковед, директор Казанской духовной семинарии, возглавил комиссию по переводам Священного Писания на языки народов Поволжья и Сибири. 

В Татарстане строится храм для кряшенов

Первыми переводами на кряшенский язык стали «Бытие» (1863), «Премудрости Иисуса сына Сирахова» (1864) и «Святое благовествование от Матфея» (1865). Позднее были переведены «Четвероевангелие» (1891), «Псалтырь» (1891) и «Деяния святых апостолов» (1907). Имена тех, кто был причастен к этой работе — Н.И. Ильминского, митрополита Макария (Невского), священника Василия Тимофеева — не забыты и по сей день. 

Закончить работу по переводу Нового Завета тогда не удалось, изданы были только «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа» (1891), «Псалтирь» (1892) и «Книга Деяний св. Апостолов» (1907). Всего на языке кряшен в дореволюционное время было издано 128 наименований книг.


Кряшены и кряшенский язык. Современное состояние

В силу замкнутости кряшенской среды, вызванной существованием в условиях мусульманского окружения и стремлением оградить себя от ассимиляционных тенденций, язык кряшен в XX в. не претерпел существенных изменений.

Особый статус кряшен, определяемый их этно-конфессиональным своеобразием, всегда признавался в Российской империи. До революции на территории Казанской губернии действовало более ста кряшенских храмов и два кряшенских монастыря, 114 кряшенских школ, существовали свои читальни и библиотеки. Даже после октябрьского переворота 1917 года кряшены некоторое время регистрировались как самостоятельная этническая единица — «народность». 

В 1925 году имелось 77 кряшенских школ 1-й ступени, в Казани до 1929 года издавалась своя газета «Кинэш». 

В дальнейшем Советская власть стала проводить политику, ведущую к ассимиляции христиан-кряшен мусульманским татарским окружением в пределах существовавшей тогда Татарской Автономной Республики. В результате этой политики стали игнорироваться национальные и конфессиональные интересы кряшен, которых при последующих переписях стали против их воли записывать татарами.

Период возрождения этнического самосознания кряшенской народности начался в конце 80-х годов, одним из проявлений которого явилось создание «Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен». Возобновилась религиозная жизнь, кряшенским общинам возвращаются храмы, которые реставрируются исключительно силами самих кряшен. Богослужение на кряшенском языке возродилось в 1989 г.

Всероссийская перепись населения 2010 года выявила увеличение численности кряшен по сравнению с переписью 2002 года. Так, в 2002 году, согласно данным Росстата, в России проживало всего 24668 кряшен, из которых 18760 человек — в Татарстане. В 2010 году численность граждан России, назвавших себя кряшенами, выросла до 34822 человек по России, а 29962 из них проживали в Татарстане. Таким образом, по России кряшенское население увеличилось на 41,1%, в Татарстане — на 59,7%.

В Татарстане строится храм для кряшенов

11
Вск
2016