Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Таджикистане для имамов утвердили допустимую длину бороды

В Таджикистане для имамов утвердили допустимую длину бороды

Одна из улиц Душанбе, столицы Таджикистана
А+
Распечатать
Фото: Veni (CC by 2.0)

Администрация района Дусти Хатлонской области Таджикистана прописала правила ношения бород для имамов, сообщает Islam Today.

Теперь священнослужителям запрещено носить бороду, длина которой превышает три сантиметра. Как отметил глава районного хукумата Салохиддин Раджабзода, «трехсантиметровая борода соответствует культуре и религии таджиков».

Кампания против «излишне длинных» бород началась в республике еще два года назад. Тогда сотрудники правоохранительных органов задержали сотни тысяч мужчин с «неправильной» бородой. После снятия отпечатков и проверки личности бороды задержанным насильно сбривали.

Сообщается, что только в Хатлонской области местные власти принудительно сбрили бороды почти 13 тысячам мужчин.

Священник Адам Аткинсон
Англиканский епископ призвал духовенство отращивать бороды, чтобы «быть ближе» мусульманам

В Великобритании на сегодня насчитывается до 2,8 млн приверженцев ислама.

Подробнее

Отношение к бороде в исламе

Отношение к отращиванию бороды и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом, а выращивание — обязательным действием. Другие же считают отращивание бороды желательным, а бритье порицаемым, но не запретным. Мусульмане рассматривают бороду как символ мужественности, а ее отращивание считается частью первозданного естества человека.

Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи того времени, отращивал бороду. Согласно преданию, он призывал мусульман не брить ее.

В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды. Современные салафитские (направление в суннитском исламе) богословы считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих, которые не отращивают бороды. Бритье считается запретным и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл.

В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее легкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью».

В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции.

По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды. В Турции отращивание бороды считается сунной (мусульманское священное предание) и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду.

В период правления Хосни Мубарака в Египте борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (например, патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от темно-бордового до ярко-оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду.


Мужчина-мусульманин на улице Душанбе

Фото: Veni (CC by 2.0)Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является необязательным, а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (189-1974) и Махмуда Шалтута (1893-1963) и на постановление египетского Управления по фетвам. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман.

В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами».

Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования.

Для того чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удается добиться такого разрешения.

В России

Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды является обязательным. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)».

По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду, надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30-35 лет, и только по достижении 60-летнего возраста можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза».

Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отмечал, что ношение бороды «категорически не является» обязательным и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута.

На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ношение длинной бороды может служить основанием постановки сотрудниками полиции граждан на «профилактический учет» в категорию «религиозный экстремизм».

4 мая 2017
Парламент Германии запретил носить паранджу судьям, военным и госслужащим
13 января 2017
Хиджаб и тюрбан стали частью униформы армии США
6 июня 2016
​Cуд ЕС назвал оправданным запрет на ношение хиджабов на работе
Последние новости
Новости по теме
19
Чтв
2017