Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Сыктывкарской епархии реализуется проект взаимопомощи прихожан

​В Сыктывкарской епархии реализуется проект взаимопомощи прихожан

​В Сыктывкарской епархии реализуется проект взаимопомощи прихожа
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

В храме в честь святителя Стефана Великопермского г. Ухты по инициативе священника Василия Баланды появился специальный стенд, где каждый нуждающийся может оставить записку с просьбой о помощи, а любой желающий чем-то послужить ближнему написать, чем готов поделиться, сообщает сайт Сыктывкарской епархии.

Помимо этого, содержание всех размещенных не стенде записок заносится в отдельную папку — своего рода архив просьб и предложений. 

«Если вы нашли просьбу, которую можете выполнить, перепишите указанный телефон и имя, — говорится в инструкции. — Если в папке подходящих просьб нет, возьмите пустые карточки, заполните несколько штук (количество на ваше усмотрение)».

Новая форма организации взаимопомощи довольно быстро приобрела популярность среди прихожан. Кто-то готов предоставить нуждающимся продукты, одежду, бытовую химию, кто-то может позаниматься с учеником 5—9 класса математикой или подтянуть младших школьников по русскому языку.

Оставить записку с просьбой или предложением о помощи может любой горожанин, не только члены прихода.

Священник Василий Баланда так оценивает начинание, получившее отклик среди прихожан: «Каждый христианин должен совершать дела милосердия. Но порой мы не знаем, кто нуждается в нашей помощи, как послужить ближнему. Мы надеемся, что такие записки с предложениями станут для кого-то реальной поддержкой в трудной ситуации. И кто-то, увидев бланк с просьбой, действительно поможет нуждающемуся, сделает доброе дело и маленький шаг к спасению души».

Форма, выбранная для организации взаимопомощи в храме свт. Стефана, не является нововведением для приходской жизни. Например, аналогичным образом организована помощь друг другу прихожан московского храма в честь святых Космы и Дамиана в Шубине.

Востребованность такой формы объясняется тем, что далеко не все прихожане, особенно жители отдаленных регионов, имеют навыки свободного пользования интернетом, где на сегодняшний день существует множество ресурсов, позволяющих как быстро найти помощь, так и предложить свои собственные услуги.

Поэтому простейшая структуризация и каталогизация поступающих запросов и предложений, реализованная с помощью доски объявлений и записок, порой становится не менее эффективным инструментом налаживания и укрепления приходской жизни, чем соответствующий раздел на сайте храма.


Взаимопомощь прихожан. История 

Традиции взаимопомощи членов одной церковной общины восходят к первым векам христианства. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов», — эти слова апостола Павла (Гал. 6, 2) служили основанием для организации помощи верующих друг другу в различных житейских и духовных нуждах.

В течение истории форма организации взаимной помощи членов общин менялась, приспосабливаюсь к требованиям времени. Причем это явление было распространено не только в церковной среде. Так, в России на протяжении длительного времени активно развивались различные общества взаимопомощи по улучшению условий материальной и нравственной жизни — до революции страна занимала одно из первых мест в мире по числу кредитных кооперативов. 

Первое ссудо-сберегательное товарищество в России появилось в 1865 году. К 1916 году на территории Российской империи их насчитывалось уже более 14 тысяч с общим числом пайщиков христиан около 8 миллионов человек: православные верующие составляли основу всей системы.

Например, на рубеже XIX—XX веков в Санкт-Петербурге «общества вспомоществования» существовали практически при всех приходских православных храмах.

В Петербурге, как и во всей империи, приходские общества действовали на основании уставов, утверждавшихся министром внутренних дел. На основании уставных документов членами приходских обществ признавались «лица обоего пола, без различия сословий и званий, вносящие в пользу обществ денежные вклады», а также способствовавшие «достижению целей общества своими трудами». От вступавших в члены приходских обществ требовалось личное заявление с обязательством исполнять устав общества и внесение членского взноса.

Приходские общества насчитывали в своем составе от 40 до 250 человек. Делами Общества заведовал Совет, состоявший повсеместно из приходских священнослужителей и церковного старосты и из членов самого Общества, принявших на себя обязанности попечителей о бедных или другие должности.

Обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев писал, что «ближе всего к каждой отдельной церкви стоят церковно-приходские попечительства, имеющие в своей основе совокупное действование духовенства и прихожан в видах благоустройства прихода и церкви и удовлетворения потребностей их, деятельность их приносит значительную пользу приходам и церквам, скрепляя при этом связь народа с церковью и пастырем».

Однако территорией Российской империи деятельность обществ взаимопомощи не ограничивалась. В 1895 году в Америке было основано Русское православное кафолическое общество взаимопомощи (англ. Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society; ROCMAS или ROCMA) — федерация братств верующих Алеутской и Аляскинской епархии Русской православной греко-кафолической церкви в Америке.

В 1900 году там же, в Америке возникло «Общество русских братств», а в 1915 году образовалось «Объединенное русское православное братство в Америке».

Основными функциями, которые были призваны обеспечивать эти общественные организации православных верующих, были церковное строительство, помощь иммигрантам, благотворительность и взаимное страхование. Позднее сфера деятельности расширилась, включив просветительские инициативы и помощь русским воинам в Маньчжурии и военнопленным в японских лагерях в период Русско-японской войны 1904—1905 годов.


8
Чтв
2016