Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Свияжске открылась выставка, посвященная мученику Христофору

​В Свияжске открылась выставка, посвященная мученику Христофору

Открылась выставка, посвященная святому мученику Христофору
А+
Распечатать
Фото: Православие в Татарстане

Экспозиция развернута в музее истории Свияжска, сообщает сайт Казанской митрополии. В выставке приняли участие восемнадцать исторических музеев и музеев-заповедников страны, предоставившие различные предметы для формирования экспозиции. 

По этому показателю, а также по качеству впервые собранных воедино экспонатов специалисты-искусствоведы оценивают открывшуюся выставку как одно из центральных событий года в масштабах российского музейного сообщества.

На выставке в Свияжске представлены 23 иконы святого мученика Христофора, предметы церковного обихода, связанные с именем этого святого. Самая ранняя икона уникальной экспозиции датируется XVI веком, самая поздняя — нашим временем, 2015-м годом.

Куратор выставки, заместитель директора по научно-исследовательской работе музея истории Свияжска Светлана Фролова на церемонии открытия рассказала о том, как зародился проект создания экспозиции.

«Идея проведения выставки связана с наличием чудом сохранившейся фрески с изображением святого в Успенском соборе Свияжска, — отметила она. — На ней воин Христофор изображен с лошадиной головой. Роспись датируется 60-ми годами XVI века. Это достаточно редкое изображение, и задача выставки определить место Христофора свияжского в галерее святых Христофоров, изображенных в других храмах России».

Мученик Христофор, почитаемый как в православии, так и в католичестве, особенно известен тем, что в иконографической традиции он изображался с головой собаки. В русских церковно-исторических источниках ему было усвоено имя «Христофор Песьеглавец».

У этого явления есть несколько объяснений. По одной из версий, мученик Христофор происходил из древнего народа хананеев (лат. cananeus). Это название могло трансформироваться до «канинеи» (от лат. canis — собака). По другой — Христофор от рождения имел собачью голову, так как происходил из страны кинокефалов — «людей с собачьими головами». Предполагали также, что образ псоглавца был заимствован из коптской христианской живописи, где сохранялись следы почитания псоголового египетского бога Анубиса. Выдвигались и другие гипотезы.

Историческая достоверность этих версий не находит однозначного подтверждения в позднейших исследованиях. Поэтому еще в Средние века житие святого Христофора подвергалось критике — в частности, Эразм Роттердамский (XV в.) упоминает его в своем знаменитом сатирическом произведении «Похвала глупости». 

Из-за недостоверности житийных сведений в XVII веке святой Христофор был удален Ватиканом из всеобщего католического богослужебного календаря, хотя деканонизации не произошло.

Икона святого мученика Христофора

Зооморфные изображения святого Христофора были не единственным вариантом в иконописной традиции. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как на фресках монастыря Высокие Дечаны в Сербии и в церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи (сохранилось несколько подобных изображений X—XII веков).

Тем не менее, собакоголовый Христофор известен с глубокой древности. Самый ранний известный образ Христофора Песьеглавца сохранился на керамической иконке VI–VII веков из Македонии. Еще одно изображение святого с песьей головой находится в Византийском музее в Афинах.

В русском изобразительном искусстве святой Христофор с головой собаки известен начиная со второй половины XVI века (таким образом, представленная в Свияжске икона XVI века принадлежит к числу первых подобных иконописных изводов на Руси).

С XVIII века в России периодически предпринимались попытки положить конец распространению икон «псоглавого» Христофора. В 1707 году Синод приступил к разработке постановления о запрещении икон, «противных естеству, истории и истине», однако Сенат не поддержал решения Синода и не рекомендовал принимать однозначные меры относительно изображений, уже много лет пользующихся широким народным почитанием.

За исправление икон святого Христофора выступали святитель Димитрий Ростовский и митрополит Антоний (Мацеевич). И были известны случаи, когда изображения святого на иконах и фресках действительно исправлялись. Но куда более распространенным явлением стало уничтожение неканонических икон. Тем не менее, до нашего времени дошли две параллельные иконописные традиции.

День памяти мученика Христофора в православном календаре 22 мая (9 мая ст. ст.), в католическом календаре 24 июля (Германия, Литва), 25 июля (Италия), в евангелическом — 24 июля.

Святой мученик Христофор почитается покровителем таких городов как Баден, Борджи (Италия), Брауншвейг, Мекленбург, о. Раб, Роермонд (Нидерланды), Тосес (Каталония), Агринион (Греция), Вильнюс и Гавана. Изображение св. Христофора присутствует на гербе и флаге Вильнюса.

Несмотря на то что память святого Христофора отсутствует в католическом общецерковном календаре, он пользуется широким народным почитанием среди католиков. Особенно популярен святой у моряков, паромщиков, перевозчиков и путешественников.

На выставке в Свияжске представлены старинные металлические накладки, которые делались на приборную панель автомобиля, для того, чтобы оберегать водителя от всевозможных неприятностей, которые могут случиться в дороге. В западной Европе считалось, что принять смерть можно без покаяния, достаточно лишь посмотреть на образ святого.

Это народное поверье в свое время беспощадно критиковал Эразм Роттердамский. «Нужно здесь помянуть и тех, кто внушил себе глупое, но приятное убеждение, будто стоит человеку поглядеть на статую или икону Полифема-Христофора — и смерть не грозит ему в тот день», — писал он в «Похвале глупости».

Выставка в музее истории Свияжска будет открыта до ноября.

11
Вск
2016