Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / ​В святцы Русской церкви включен преподобный Иларион Грузин

​В святцы Русской церкви включен преподобный Иларион Грузин

Преподобный Иларион Грузин
А+
Распечатать
Фото: Русский Афон

Священный Синод Русской православной церкви на последнем своем заседании, состоявшемся 16 апреля, постановил «включить в месяцеслов Русской православной церкви имя преподобного Илариона Грузина, Святогорца, с установлением дня памяти 14/27 февраля», сообщает Патриархия.ru. 

Это решение Синода последовало после обращения, которое направил на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия (Алехин). В своем обращении о. Иеремия просил рассмотреть возможность внесения в месяцеслов Русской православной церкви празднования Собору преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Это празднование было учреждено 20 августа 2015 года Духовным собором обители.

В состав Собора Духовный совет Свято-Пантелеимонова монастыря включил также преподобного Илариона Грузина (Канчавели, 1776—1864), окончившего свой жизненный путь и монашеский подвиг в Пантелеимоновом монастыре и прославленного Священным синодом Грузинской православной церкви 17 октября 2002 года.


Преподобный Иларион Грузин. Житие

Преподобный Иларион (в миру — Иессей Канчавели (Канчишвили)) родился в 1776 году в семье Хахулии и Марии Канчавели, принадлежавших к дворянскому роду. Его дядя иеродиакон Стефан, подвизавшийся в келье недалеко от монастыря Табакини, посоветовал посвятить мальчика Богу, потому что иначе, согласно его предсказанию, Иессей умрет, а его мать останется бесплодной.

Шестилетнего мальчика отдали на воспитание дяде. После кончины своего наставника, о. Стефана, 18-летний Иессей поступил в монастырь Табакини.

Узнав, что в Тифлисе есть духовное училище, Иессей отправился туда, однако по пути он зашел получить благословение епископа Никозского Афанасия, который, побеседовав с юношей, отговорил его идти в Тифлис. «Ты в училище ничему такому не научишься, чему ты научен в пустыне», — сказал епископ.

По воле отца Иессей поступил на службу в царский дворец в Кутаиси. Вскоре князь Георгий Церетели, увидев склонность юноши к духовной жизни, отправил его в монастырь Джручи, где подвизался высокообразованный старец архимандрит Геронтий (Сологашвили). Три с половиной года Иессей находился при о. Геронтие, а затем возвратился в Кутаиси и был назначен писцом по приказным делам.


Священство. Жизнь при дворе

По настоянию имеретинского царя святого Соломона II (1789, 1790—1810) Иессей женился и принял сан пресвитера, став придворным духовником и царским советником.

Занимая этот высокий пост, протоиерей Иессей Канчавели занимался умиротворением княжеских междоусобиц и участвовал во всех переговорах св. Соломона II, в основном связанных с процессом вхождения грузинских земель в состав России. В 1810 г. против царя Соломона возник заговор, в результате которого правитель был вынужден бежать. Вслед за царем отправился и о. Иессей.

Он смог вернуться в Грузию лишь после кончины св. царя Соломона в 1815 году.

Вдова царя Соломона царица Мария (1785—1841), которая жила в Москве, вызвала его и сделала своим духовником, несмотря на то, что придворная жизнь тяготила священнослужителя.


Святая Гора

В 1819 году он отправился в паломничество, намереваясь посетить Святую Землю. 

В Константинополе он встретился с Иерусалимским патриархом Поликарпом, который посоветовал о. Иессею до Великого поста пожить на Афоне. О Святой Горе священнослужитель тогда почти ничего не знал. Скрыв свое происхождение и сан, он под видом бедного инока пришел в грузинский монастырь Ивирон (Иверон).

Однако вскоре он перешел в монастырь Дионисиат: ему пришелся не по душе идиоритмический устав (разновидность монастырского уклада, когда монахов объединяет только общее жилище и богослужение, а в остальном они самостоятельно организуют свою жизнь; традиционно противопоставляется общежительному уставу. — Rublev.com) и отсутствие насельников-грузин.

В Дионисиате по благословению игумена Стефана о. Иессей исполнял наиболее тяжелые работы (колка дров, ношение воды и др.), а также трудился на виноградниках. В пустыни близ Дионисиата подвизался знакомый о. Иессея, также выходец из Грузии. Великим постом в 1821 г. они приняли постриг: протоиерей Иессей с именем Иларион, его друг — с именем Венедикт. Впоследствии старец Венедикт (Киотишвили; † 9 марта 1862) был широко известен и почитаем на Афоне и за его пределами.

Однажды некий монах зашел в келью преподобного Илариона, где увидел его документы — русский паспорт и турецкий фирман (разрешение на посещение Святой Горы. — Rublev.com). Так в монастыре узнали об иерейском сане о. Илариона, но подвижник упросил братию скрыть это.
Спустя какое-то время он отправился в Иверский монастырь, где его узнал архимандрит, с которым подвижник познакомился когда-то в Москве. О бывшем царском духовнике, который подвизается простым монахом в Дионисиате, узнали в других обителях Святой Горы.

Игумен Стефан уговаривал преподобного Илариона стать духовником и исповедником братии, насельники не давали ему заниматься тяжелой работой. Тогда о. Иларион оставил монастырь и поселился в пустыни.


Греческое восстание и спор о вере с мусульманами

Особую роль старец Иларион сыграл в событиях, связанных с Греческим национально-освободительным восстанием 1821—1829 гг., которое затронуло также и афонские монастыри. 

В начале 1822 года турецкий правитель Фессалоники Абдул Робут-паша с многочисленным войском расположился в Крумице близ границ монашеской республики и повелел, чтобы настоятели монастырей явились к нему на поклон, иначе он разорит Афон. Зная жестокость турок, игумены не решились предстать перед пашой. Был разработан план, согласно которому в Крумицу отправятся монахи-добровольцы, готовые принять мученическую кончину, а другие афониты тем временем покинут полуостров и вывезут все святыни и ценности. 

От Дионисиата к паше отправились старец Иларион Грузин, иеромонах Пантелеимон и некий монах. Увидев в письме от Протата имя о. Илариона, паша спросил, кто из парламентеров грузин. Выяснилось, что паша родился в Абхазии в семье грузина — православного священника, в детстве был похищен и продан туркам и обращен в мусульманство. Паша убеждал о. Илариона покинуть Афон, предлагая ему свой дом и свое покровительство. Старец отказался и обличил пашу в отречении от веры и отечества. Возник богословский диспут, в ходе которого благодаря заступничеству о. Илариона паша отказался от первоначального плана и покинул Афон.

Когда старец Иларион узнал о том, что, подавляя мятеж в г. Негош, паша замучил многих христиан, он упросил игумена Стефана отпустить его в Фессалоники. Старец прибыл в город в священный для мусульман месяц рамадан и попал на торжественный прием иностранных гостей. Паша радушно принял земляка, и они несколько дней продолжали начатый в Крумице богословский диспут о возможности рождения Господа Девой. На ночлег старец Иларион останавливался в доме христианина Спандони. В одну из ночей случилось чудо: некий турок, пожелавший убить старца Илариона, занес над ним меч, но его рука задеревенела.

На четвертый день диспута придворные стали требовать казни о. Илариона, и паша приказал отрубить ему голову. Двое телохранителей, соотечественников паши и святогорца, взяли старца на поруки, вывели за город и велели идти на Афон. Иларион, однако, возвратился в Фессалоники и в течение 6шести месяцев служил узникам тюрьмы «Белая башня» — афонским монахам, участвовавшим в Греческом восстании, а также содержавшимся в заключении туркам: стирал белье, носил еду и воду, которые покупал на собранную у христиан милостыню. 

Восхищенный упорством и бескорыстием старца, паша велел не препятствовать ему. Однако, после того как старец дал немного пищи и воды двоим осужденным на голодную смерть заключенным, что позволило одному из них дожить до решения об освобождении, паша вновь приказал казнить о. Илариона. Накануне старец получил во сне повеление от Господа уйти из города. Он нашел вместо себя человека, готового помогать узникам, и отправился на Афон.


Преподобный Иларион ГрузинПустынножительство и безмолвие

Отец Иларион вновь поселился в Дионисиате, где во главе с игуменом Евлогием проживали 14 насельников (остальная братия временно скрывалась на островах Порос, Закинф и Скопелос и вернулась в обитель 6 июня 1830 года). Но поскольку там, как и в других афонских монастырях, стоял турецкий военный гарнизон (в Дионисиате разместились более 50турецких солдат), старец Иларион вскоре перебрался в пещеру близ обители, где подвизался два с половиной года. Затем в пещерах Катунаки старец Иларион в безмолвии провел еще три с половиной года, употребляя в пищу только травы, коренья и каштаны. Духовным наставником о. Илариона в это время был афонский старец Неофит (Караманлис).

Однажды некий монах собирал близ пещеры старца Илариона улиток. Обнаружив в ней изнемогшего от болезней и голода старца, монах отдал ему улиток и рассказал о подвижнике в ближайших скитах; монахи стали приносить ему пищу и обращаться за духовными советами. Стесненный значительным числом посетителей, о. Иларион, испросив благословение у настоятеля Нового скита в честь Рождества Богородицы о. Павла, ушел в затвор, укрывшись в башне Нового скита, где провел около трех лет. Насельник скита монах Герасим раз в 15 дней приносил ему сухари и воду.

Монах Герасим неоднократно был свидетелем того, как старцу Илариону являлись демоны. Однажды он нашел старца полуживым, избитым «бесчисленными полками бесов, идущими к его пиргу (башне) от самых Святопавловских песков, на протяжении расстояния получасового пути». Старца вынесли из башни, позвали иеромонаха Венедикта (Киотишвили), и тот убедил отшельника оставить затвор. 

В 1836 году старца перевели в келью св. Харалампия, где попечение о нем нес о. Венедикт, а затем в дионисиатскую кафизму ап. Иакова, брата Господня. Но поскольку вскоре в Дионисиате среди братии возникли споры, с какой частотой следует принимать Причастие, и каждая сторона пыталась заручиться поддержкой о. Илариона, старец спустя два месяца перешел в Иверский монастырь, где прожил 6 месяцев. Здесь он занялся разборкой грузинских книг и составил первый каталог грузинской библиотеки, а также сделал из книг и рукописей извлечения (в основном жития святых), составившие 12 томов, которые впоследствии под названием «Цветник» и без указания автора издал на грузинском языке в Российской империи игумен Зографского монастыря.


«Духовник духовников Афона»

Оправившись от болезни, старец Иларион перешел в иверскую келью ап. Иоанна Богослова, где подвизались грузинские монахи и где он «нашел истинное безмолвие». Двое братьев — каллиграф Макарий и Савва (впоследствии известный афонский подвижник старец Савва Новый (1821—1908)) — упросили его взять их под свое начало. Старец был рад ученикам-грекам: Савва помогал ему совершенствоваться в греческом языке. По просьбе русских монахов о. Иларион также стал принимать исповедь в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре (Русике).

Дабы избежать празднословия, о. Иларион уходил на 5—10 дней к старцу Венедикту (Киотишвили) в иверскую келью пророка Илии. Однако и там страждущие находили его, и старец в скором времени перебрался в построенную для него келью св. Архангелов, а в 1843 г. перешел в дионисиатскую келью ап. Иакова, брата Господня. Отказываясь от звания духовника, о. Иларион все же был вынужден принимать приходящих за духовным советом. Вскоре его стали называть «духовником духовников Афона». Нуждаясь в уединении, он периодически уходил на несколько дней в дионисиатскую кафизму св. Онуфрия.

В августе 1849 г. старца Илариона посетил российский церковный историк, писатель А. Н. Муравьев, наслышанный о подвижнике от П. Иоселиани, изучавшего на Афоне грузинские манускрипты. Муравьев назвал старца «неоцененным сокровищем — отшельником, каких мало на Афоне» и упомянул о том, что старец «ради крайнего смирения отказался от священнослужения».

Сохранилось письмо иеромонаха Саввы монаху Денасию, подвизавшемуся в Русике, где он описывает, с какой глубокой тревогой отреагировал старец на известие о начале Крымской войны 1853—1856 гг. Узнав, что Константинопольский патриарх Анфим VI (Иоаннидис) издал указ о прочтении во всех афонских монастырях молитвы о даровании победы турецкому султану, старец «ужаснулся и сказал: “Он не христианин!”»
По предсказанию о. Илариона, читавшие молитву монахи афонского монастыря Григориат навлекли на себя гнев Божий: водяной поток снес мельницу, в обители поднялся ропот. Игумен и братия умоляли старца Илариона указать им, как испросить прощение Божие, и следовали всем его наставлениям. 

По сведениям архимандрита Херувима (Карамбеласа), в 1854 году офицеры русского корабля, бросившего якорь у Дионисиата, по приказу российского императора Николая I обратились к старцу Илариону, дабы узнать исход войны. Старец, не желавший, чтобы его почитали пророком, отказывался, но на третий день, уступив уговорам, сказал: «Россия перенесет трудности, она не победит, но и территорий не потеряет».

В 1857 г. в Дионисиате возник конфликт в связи с тем, что в просфорне жил просфорник, содержавший котов. Старец Иларион указал настоятелю монастыря Евлогию на небрежение к святыне и посоветовал выстроить для просфорни более просторное помещение — «хотя бы в половину» новой кельи настоятеля.

Разгневанный игумен заставил старца покинуть обитель, и о. Иларион перебрался на каливы Малой св. Анны, находившиеся близ пещеры, где он раньше подвизался. Некий купец приобрел для него принадлежавшую скиту кафизму прп. Онуфрия, в которой старец прожил 5 лет. 

Алтарь кельи нуждался в значительном ремонте, но в скиту средств для этого не имелось. Деньги появились чудесным образом: один монах из Великой Лавры, занятый сбором средств для своей обители, встретил в Валахии некую женщину, которая вручила ему 20 червонцев и просила передать старцу Илариону. Как выяснилось позже, старец не знал, кто она, и, решив, что деньги не для него, велел раздать нищим. Однако совет Лавры определил использовать эти средства на перестройку церкви в кельи старца: по пожеланию о. Илариона новый храм был освящен в честь Воскресения Христова.

В 1859 г. старца посетили приехавшие для разрешения духовных и церковных вопросов управляющий канцелярией Святейшего Синода Русской церкви П. И. Саломон и чиновник особых поручений К. К. Зедергольм (впоследствии иеромонах Оптиной пустыни Климент); сохранились письмо Саломона старцу от 1862 г. и ответ о. Илариона, датированный 4 февраля 1863 г.

В том же 1859 г. произошло ставшее известным за пределами Афона событие: иеромонах Григорий из скита прав. Анны (Большая св. Анна) и игумен монастыря Кутлумуш приняли английское подданство и паспорт. Старец Иларион наложил на иеромонаха Григория епитимию — отлучил от литургисания на 40 дней. Однако игумен Кутлумуша, заявив, что иеромонах Григорий «слушает человека, дальше своей дикой пустыни ничего не понимающего», велел служить и поминать на проскомидии имя английского посланника-протестанта. 

Узнав об этом, духовник иеромонаха Григория отлучил его от литургисания на 3 года. Тогда иеромонах Григорий пришел к старцу Илариону, который заявил, что иеромонах теперь всю жизнь не должен совершать богослужения. Игумен, узнав об этом, поносил обоих старцев и вынудил иеромонаха отвергнуть епитимии. После литургии у иеромонаха Григория пошла из носа кровь, которую не могли остановить, и он скончался.


Пребывание в Пантелеимоновом монастыре. Последние годы жизни

После этих событий в 1862 г. старец Иларион со своим духовным сыном иеромонахом Саввой перешел в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь (Русик) и поселился в кельи Киево-Печерских преподобных, а спустя год — в выстроенной специально для о. Илариона его русскими почитателем из Острогожска Е. Г. Хабаровым кельи вмч. Георгия, церковь в которой была освящена в октябре этого года. 

В том же году старца посетил настроенный предвзято по отношению к афонским насельникам обер-прокурор Святейшего Синода РПЦ граф А. П. Толстой (1856—1862). Однако беседа со старцем, о котором граф был наслышан от своей супруги — грузинской княжны А. Г. Грузинской, оставила у него благоприятное впечатление об Афоне.

По свидетельству насельников Русика и кельи Киево-Печерских преподобных, имеющих возможность наблюдать за образом жизни старца и его ученика, о. Иларион и о. Савва держали умную молитву, ночь проводили в бдении, утром служили утреню и литургию, днем работали (о. Иларион занимался плотничеством), соблюдали строгий пост — пищу варили только в субботу и воскресенье, остальное время обходились сухоедением. Старец спал 2 часа в сутки: один час — стоя, другой — сидя на полу.

Старец Иларион скончался 14 февраля 1864 г. в Русике, куда пришел исповедовать братию. 

Предвидя свою кончину, старец завещал иеромонаху Савве похоронить его в тайном месте, а когда настанет срок, «выкопать кости... отнести их на кладбище монастыря Дионисиат и смешать с костями других отцов». Поскольку братия Русика в стремлении почитать мощи старца была непреклонна, иеромонах Савва ночью вынес из монастыря тело учителя и исполнил его волю (одно из предполагаемых мест первого захоронения старца — келья ап. Иоанна Богослова Иверского монастыря). Однако монахи, ввиду того что «распространился слух между греками, что тело старца не истлело и потому ученик не выкапывает его», посоветовали иеромонаху Савве явить мощи старца Илариона, «иначе грех хулы падет на него». 25 мая 1867 г. благоухающие мощи были раскрыты и упокоены в скиту Малой св. Анны.

17 октября 2002 г. Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил старца Илариона к лику святых.

Житийная справка составлена по материалам сайта «Православная энциклопедия»

6 апреля 2016
В Госдуме РФ открылась выставка, посвященная 1000-летию русского присутствия на Афоне
11 ноября 2015
​Азербайджан обеспечит газом все христианские храмы и монастыри Грузии
22 октября 2015
​На Афоне отмечают столетие игумена русского Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии
3
Суб
2016