Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Саудовской Аравии легализовали женщин-муфтиев

В Саудовской Аравии легализовали женщин-муфтиев

В Саудовской Аравии легализовали женщин-муфтиев
А+
Распечатать
Фото: Festival of Faiths (CC by 2.0)

Член Высшего религиозного совета королевства Саудовская Аравия Абдулла аль-Мутлак заявил, что женщины могут издавать фетвы, то есть быть муфтиями, сообщает «Независимая газета».

«Женские» фетвы, по словам Мутлака, будут касаться прав и интересов мусульманок.

Муфтий — высшее духовное лицо у мусульман. Муфтии наделены правом выносить решения по религиозно-юридическим вопросам, давать разъяснения по применению шариата.

Абдулла аль-Мутлак считает, что назначение женщин-экспертов в совет шариатских богословов позволит им вместо мужчин заниматься такими вопросами, как менструация или послеродовая депрессия, так как они лучше осведомлены в подобных вопросах. По его словам, в хорошо зарекомендовавших себя университетах имеются женщины-специалисты с хорошим знанием религии и те, у которых есть медицинский опыт.

При голосовании в Меджлисе аш-Шура ― консультативном органе при короле Саудовской Аравии ― в пользу разрешения женщинам издавать фетвы отдали 107 голосов из 150. Участники одобрили рекомендацию Постоянному комитету королевства по научным исследованиям и фетвам открывать независимые секции для женщин.

Решение Меджлиса аш-Шура приветствовали специалисты по исламскому праву и юриспруденции, а также большинство населения.

Специалист по шариату Аль-Биши отметил, что итог голосования совпал с ренессансом Саудовской Аравии в социальной и экономической сферах, культуре, науке и юриспруденции. 

Он добавил, что одобренная Меджлисом аш-Шура рекомендация открывает новые горизонты для решения проблемы безработицы среди женщин, гарантируя женщинам право на гибкую и безопасную рабочую среду.

Улучшить имидж ислама в мире. Опыт Египта

В 2014 году президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси призвал официальное мусульманское духовенство страны улучшить имидж ислама в мире. За последние три месяца религиозные власти Египта предоставили женщинам больше возможностей участвовать в духовной сфере общественной жизни. Теперь женщинам позволено проповедовать в мечетях и давать религиозные уроки в школах, служить в правлении комитетов при мечетях, исполнять нашиды, в том числе вместе с мужчинами.

По данным египетского Министерства вакуфов, около 70% мечетей располагают отдельными молитвенными зонами для женщин. Но проповеди женщин официально разрешило государством.

Желание продвижения женщин в религиозной сфере исходит из доктрины ученых из исламского университета «Аль-Азхар» в Каире по усилению борьбы с псевдоисламским экстремизмом и терроризмом.

Член Высшего совета Египта по исламским делам Абдул Гани Хинди пояснил: шаги по расширению прав женщин основаны на признанных в прошлом принципах ислама, а истинный ислам укрепляет статус женщин. Он добавил, что власти стараются узнать больше о взглядах женщин на работу мечетей. 

Женщины у каирской мечети аль-Азхар, Египет
В мечетях Каира будут проповедовать женщины

Их задача — доносить до своих сестер по вере религиозную информацию и обсуждать с ними самые острые проблемы.

Подробнее

В настоящее время в Египте общее число женщин-проповедниц достигло почти 300. Проповедницы в течение года изучали Коран, хадисы, суннитское право и посещали курсы проповедей при Министерстве вакуфов. Проповедницы начали свою деятельность в начале Рамадана ― 15 мая этого года, некоторые из них получили назначения в крупные мечети в Каире.

 В ближайшие годы в Египте планируют подготовить еще около двух тысяч проповедниц. Их деятельность также предполагает выезды в отдаленные деревни и общение на тему ислама с сотрудницами госучреждений.

Пока что проповедницам рекомендовано учить женщин соблюдать саум ― мусульманский пост и сосредоточиться в проповедях на этике, вере и гуманитарных науках. Власти также установили ряд тем, которые они должны избегать в обсуждении: например, религиозный экстремизм и сбор пожертвований.

Проповедница и мусульманская телеведущая Вафаа Абдель Салам утверждает: роль ее коллег заключается в том, чтобы познакомить женщин с умеренным исламом. Абдель Салам рада своему назначению ― по ее словам, «свершившейся мечте». Она считает, что мусульманке комфортнее общаться с проповедницей, чем с имамом-мужчиной. 

Египетская домохозяйка Хала Султан заявила изданию GulfNews, что ранее при посещении мечети она не могла задать имаму сугубо женские вопросы, так как смущалась. А теперь смущения Халы Султан как не бывало: проповедь в мечети читает такая же женщина, как она. 

Расширение участия женщин в работе духовенства в католичестве

Говоря об ординации ― рукоположении женщин в священники ― папа Римский Франциск отмечал: женщинам необходимо дать роль в деятельности Церкви, но разрешить их ординацию догматически невозможно. Об этом в свое время ясно высказался и папа Иоанн Павел II.

Тем не менее понтифик добавил, что хотел бы видеть в римской курии больше женщин.

В апреле 2018 года в Конгрегации защиты доктрины веры появились три женщины-богослова. А в 2016 году папа Франциск создал комиссию по изучению роли женщин в Церкви с возможностью того, что в итоге женщинам разрешат стать диакониссами.

По результатам опроса Pew Research Center, только в США поддерживают идею женского католического духовенства 59% опрошенных католиков. Эта идея популярна среди молодой католической интеллигенции и среди тех, кто посещает мессу реже, чем еженедельно. 

Однако Бенджамин Кнолл из Центрального колледжа в городе Дэнвилл, штат Кентукки, и Кэмми Джо Болин из Джорджтаунского университета в штате Вашингтон считают: реальные цифры поддержки женского священства куда ниже.

По словам ученых, респонденты часто не бывают откровенными, когда проводится интервью по телефону. Б. Кнолл и Дж. Болин заявляют: когда они опрашивали респондентов о женском католическом священстве напрямую, «за» высказалось более 70% католиков, а когда косвенно ― всего около 15%. Вывод исследователей: примерно половина американских католиков при телефонном опросе могут одобрить идею женского священства, а на самом деле быть против него. 

Борьба женщин Саудовской Аравии за равенство

Волна законов, которые постепенно уравнивают женщин в правах с мужчинами в последние годы пронеслась по всем странам Персидского залива. Особенно это заметно на примере Саудовской Аравии, ведущей страны арабского мира, где до недавнего времени законы ограничивали права женщин особенно жестко.

26 сентября 2017 года король Саудовской Аравии Абдалла объявил, что с июля 2018 года женщины смогут получать водительские права и водить машину. До этого королевство оставалось единственной страной в мире, где это было запрещено. 

В начале 2018 года женщинам королевства впервые разрешили посещать футбольные матчи: они могли посмотреть игру с семейных трибун в сопровождении родственников. Также женщин будут нанимать для работы в рестораны: в тестовом режиме к найму сотрудниц приступили в 16 заведениях.

В Саудовской Аравии состоялся первый в истории страны женский марафон
В Саудовской Аравии состоялся первый в истории страны женский марафон

Большинство бегуний участвовали в спортивных состязаниях в хиджабах и абаях.

Подробнее

Хотя еще в 2011 году женщины в Саудовской Аравии не могли не только ходить на футбол, но даже быть продавщицами в магазинах, юристами, управлять компаниями и работать дипломатами.

Саудовская Аравия — одна из самых консервативных стран мира, где придерживаются ваххабизма ― движения в исламе, которое требует от последователей жить так, как жили первые мусульмане. Поэтому у женщин долгое время было так мало прав, словно они до сих пор жили в VII веке. До недавнего времени у них не было даже документов: их данные просто вписывали в паспорт опекуна, в роли которого обычно выступал кто-то из близких мужчин (отец, брат, муж, в некоторых случаях даже сын). Свидетельство о браке за женщину подписывает ее отец. В судах показания женщины считаются менее ценными, чем мужские. Работать вместе с мужчинами женщина не вправе, как и находиться с ними в одном общественном пространстве (за исключением больниц или банков). Даже выйти на улицу без сопровождения подруг или родственников-мужчин она не может.

Против женщин Саудовской Аравии по-прежнему работает общественное мнение

Перемены наступили в последние годы царствования короля Абдаллы. В начале 2012 года вышел закон, согласно которому, женщины получили право работать продавщицами в магазинах нижнего белья для женщин. После этого им стали разрешать продавать косметику, дамские сумочки, обувь, женскую одежду и другие товары для представительниц слабого пола. В 2013 году король впервые включил женщин в свой Консультативный совет. Сразу 30 женщин, лично избранных королем, начали присутствовать на заседаниях совета наравне со 120 мужчинами.

В 2005 году фурор в обществе произвела книга писательницы Раджи аль-Санаа «Девушки из Эр-Рияда», которая стала самой продаваемой книгой Саудовской Аравии. Скандальный роман рассказывал о молодых саудовках, которые не соблюдали многовековые традиции страны, пили шампанское и ездили на автомобилях. Книгу запретили, но ее стали ввозить в страну контрабандой и продавать по 500 долларов за экземпляр. Год спустя цензоры вынуждены были отменить запрет, поскольку не могли предотвратить распространение романа.

Случай показывает настроения части женщин в королевстве, особенно тех, кто получает высшее образование. Многие из них не хотят довольствоваться ролью жены, работать преподавателем в школе или продавщицей в магазине. И таких с каждым годом становится все больше. Только в 2015 году, по официальным данным, за рубежом учились 150 тысяч саудовцев. Треть их них были женщинами, которые в большинстве своем вернулись на родину после окончания обучения.

Однако принимать их на высококвалифицированную работу готовы далеко не все работодатели. Для саудовского бизнеса они могут обойтись в круглую сумму. Ведь если брать дам на работу, то для них придется обустраивать отдельные туалеты, офисы, зоны отдыха, даже отдельный вход, как того требует законодательство.

Против женщин по-прежнему работает и общественное мнение. Согласно исследованию арабского Центра имени Хадиджи бин Хувайлид, больше половины опрошенных граждан Саудовской Аравии до сих пор полагают, что женщинам не место на кассах супермаркетов, заводах или в политике. Против реформ выступают многие видные религиозные деятели. Например, самый высокопоставленный ученый-правовед, муфтий Абдул-Азиз Аль аш-Шейх, заявлял, что продажа женщинами нижнего белья — это «преступление».

Тем не менее в последние годы в Саудовской Аравии появляется все больше людей, которые считают, что женщинам нужно давать больше прав. 

«В первую очередь это новый наследный принц Мухаммед ибн Салман, с чьей подачи женщин и стали пускать на футбольные матчи, а также разрешили им водить. Принц опирается на молодую саудовскую элиту, многие представители которой также проходили обучение в европейских или американских университетах и недовольны чрезмерным влиянием духовенства на политическую жизнь страны», ― сказал «Аргументам и фактам» доктор исторических наук, профессор кафедры современного Востока РГГУ Григорий Косач.

Но больше всего, по его словам, на феминизацию оказывают влияние уже работающие женщины: «Чем больше работающих женщин, тем меньше соблюдаются строгие предписания и неписаные законы. Женщины ездят на работу на такси, что раньше строжайше возбранялось, не носят в офисах хиджабы, потому что это неудобно, контактируют с чужими мужчинами. Границы дозволенного размываются, и власти явно готовы закрывать на это глаза».


5 февраля 2018
​В англиканской церкви Австралии впервые появится женщина-архиепископ
28 июня 2017
Многие жители Саудовской Аравии высказываются за восстановление полномочий религиозной полиции
9 декабря 2016
​Женщины, работающие в Ватикане, создали собственную организацию
Последние новости
Новости по теме
23
Вск
2018