Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Санкт-Петербурге открывается выставка «Отец Иакинф: неутомимый монах»

​В Санкт-Петербурге открывается выставка «Отец Иакинф: неутомимый монах»

Архимандрит Иакинф, портрет художника Н. Яша, сделанный с литографии В. Теребенёва, 1888 год
А+
Распечатать
Фото: public domain

6 февраля в Новом здании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге состоится открытие выставки, посвященной востоковеду и путешественнику, знатоку китайского языка, первому русскому китаеведу, получившему общеевропейскую известность, архимандриту Иакинфу Бичурину (1777—1853).

Об этом сообщает сайт Museum.ru.

Выставка расскажет о жизни ученого и представит первые издания его знаменитых работ «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» (1828 г.), «Китайская грамматика» (1838 г.), «Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение» (1840 г.), а также красочные карты и чертежи, печатные издания Русской китайской миссии, материалы из музея «Бичурин и современность».

На экспозиции будут представлены материалы из Русского книжного фонда, Отдела литературы стран Азии и Африки, Отдела рукописей РНБ. Выставка продлится до 10 марта.

«Неутомимый монах», который не хотел быть монахом

Будущий монах Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин) родился в 1777 году в семье сельского священника в Казанской губернии. До начала учебы в Казанской семинарии носил фамилию отца — Данилов. В семинарии, по существовавшему тогда обычаю, ему дали новую фамилию — Бичурин, по названию села, где служил его отец.

По окончании Казанской духовной академии был оставлен там преподавателем. Никита был разносторонне образованным человеком, он свободно владел древнегреческим и латинским языками, хорошо говорил по-французски и по-немецки. Молодой преподаватель хорошо рисовал, и в дальнейшем он самостоятельно иллюстрировал собственные историко-этнографические исследования.

В 1800 году Никита принял постриг с именем Иакинф. Его определили в число соборных иеромонахов санкт-петербургской Александро-Невской лавры с переводом в Санкт-Петербург. Спустя месяц его рукоположили в священный сан, а немного позже назначили настоятелем Иоанновского монастыря в Казани.

Некоторые современники считали, что монашество Никита принял не совсем добровольно. Ходили слухи, что Никита был незаконным сыном Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова).

В 1802 году о. Иакинфа назначили настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, и возвели в сан архимандрита. Новый ректор принялся резко менять порядки и учебный процесс, чем вызвал недовольство среди семинаристов и братии монастыря. После того как за о. Иакинфом полиция установила негласное наблюдение, выяснилось, что под видом келейника с настоятелем живет женщина.

Иркутская консистория, а затем Синод отстранили о. Иакинфа от должностей и запретили в служении. Его сослали в Тобольск, где ученый монах занялся изучением обширной библиотеки Знаменского монастыря.

Здесь о. Иакинф заинтересовался историей и культурой Китая, принялся учить китайский язык. Местная консистория направляла в Санкт-Петербург положительные отзывы о ссыльном монахе, и когда встал вопрос о назначении нового главы Духовной миссии в Китае, была выбрана его кандидатура. 1 февраля 1807 года с о. Иакинфа было снято запрещение на священнодействие, а 5 марта император Александр I утвердил смену главы Духовной миссии.


Пекинский период: 1808—1821 гг.

Архимандрит Иакинф, портрет первой половины XIX векаГлавной задачей миссии в то время было неофициальное дипломатическое представительство России в Китае. Архимандрит Иакинф должен был вести и разведывательную деятельность, собирая сведения политического, торгово-экономического и военного характера. Кроме того, священнослужитель должен был вступить в контакт с католическими миссионерами и представить подробную информацию о деятельности в Китае иезуитского ордена

В Пекин миссия прибыла 10 января 1808 года.

Главе Девятой миссии досталось тяжелое наследие: к 1810 году православных албазинцев, ради которых официально существовала миссия, оставалось 35 человек мужского пола, которые не знали русского языка и практически не были укоренены в церковной жизни. Хозяйство миссии находилось в запущенном состоянии, Сретенский монастырь нуждался в ремонте.

В 1808—1809 годах архимандрит Иакинф составил на китайском языке краткий катехизис и даже издал его в Пекине, в воскресные и праздничные дни неукоснительно проводились церковные службы. Он занимался также переводом на китайский язык «изложения греко-российского православного учения», краткой священной истории и некоторых фрагментов литургии, поскольку считал, что богослужение необходимо совершать на китайском языке.

Тем не менее, развернуть нормальную миссионерскую работу так и не удалось: практически все члены Девятой миссии, кроме архимандрита Иакинфа, не были пригодны для научной и миссионерской деятельности, их поведение вызывало недовольство китайской стороны. 

В 1812 году всякое финансирование из Санкт-Петербурга прекратилось, в столице попросту забыли о миссии в Пекине. Архимандрит Иакинф стал распродавать церковное имущество и брать в долг под залог недвижимости. Вместо изношенных монашеских одеяний члены миссии оделись в китайские костюмы. Прекратились регулярные богослужения. 

Архимандрит Иакинф был первым русским ученым, который систематически стал изучать историю народов Центральной Азии и Дальнего Востока на основе восточных источников. Помимо китайского и маньчжурского, он изучал тибетский, монгольский и корейский языки.

Уже в 1810 году о. Иакинф доносил Синоду, что пытается составить китайско-маньчжурско-русский словарь, который одновременно будет и универсальной энциклопедией китайской культуры, растительного и животного мира, ремесел и т. д.

На пятом году пребывания в Пекине священнослужитель приступил к переводам китайских исторических трудов. Архив его рукописей составлял десятки томов и тетрадей с сотнями иллюстраций. С 1817 года исследователь готовил описание Пекина, для составления карты которого исходил все улицы и переулки, перемерив их шагами. Интересовало его и законодательство, причем не только собственно китайское, но и монгольское.

Несмотря на то, что и светские и духовные власти были обеспокоены тем, что члены миссии совершенно пренебрегают миссионерским служением, архимандрит Иакинф оставался в столице Китая до мая 1821 года. 

Прибывший ему на смену архимандрит Петр (Каменский) был поражен запущенностью церковных зданий и монастырского хозяйства, а также прекращением миссионерской деятельности. При этом научные результаты, напротив, были весьма велики. Отец Иакинф увозил из Пекина библиотеку, которая была навьючена на 15 верблюдов и весила около 400 пудов (6,5 т). Одна ее транспортировка до российской границы обошлась в 750 рублей.

«Злоупотребления и развратное поведение». Ссылка на Валаам

17 января 1822 года миссионеры прибыли в Петербург. По возвращении состоялось разбирательство и суд, который рассмотрел дело о «злоупотреблении и развратном поведении» архимандрита и членов Девятой духовной миссии. Отец Иакинф Бичурин был приговорен к вечной ссылке в Соловецкий монастырь с лишением архимандричьего и священнического сана, но без исключения из духовного звания. Чуть позже Соловки заменили на Валаам.

В Валаамском монастыре о. Иакинф Бичурин снова занялся исключительно научной деятельностью и публикацией статей. Бывший глава духовной миссии не ходил на церковные службы и самому игумену обители говорил, что «более семи лет не имел на себе этого греха».

Сам бывший канцлер и министр иностранных дел, граф Н. Румянцев проявил интерес к архиву Бичурина, желая приобрести рукописи для Румянцевской библиотеки. Влияние Румянцева, а также высокий авторитет ссыльного монаха в научных и дипломатических кругах привели к тому, что в 1826 году о. Иакинфа перевели с Валаама в Александро-Невскую лавру, причем содержание он получал от Министерства иностранных дел как сотрудник Азиатского департамента.


Научная деятельность в 1830—1840-е годы

В 1827—1834 годы он опубликовал 10 монографических изданий, посвященных Китаю, Монголии, Чжунгарии, Восточному Туркестану и Тибету. Все эти работы получили высокие оценки ученого сообщества, как в России, так и за рубежом. 

17 декабря 1828 года Иакинф Бичурин был избран членом-корреспондентом Академии наук по разряду литературы и древностей Востока. 7 марта 1831 года благодаря переводам основных его книг и статей на французский язык о. Иакинфа избрали почетным иностранным членом Парижского Азиатского общества.

Портрет о. Иакинфа Бичурина в китайской одежде, художник А. Орловский, 1828 год

В 1830 году о. Иакинф в качестве научного эксперта принял участие в экспедиции Министерства иностранных дел для обследования положения населения и состояния торговли у российско-китайской границы. В экспедиции он окончательно закончил историю Тибета, перевел китайско-монгольско-маньчжурский словарь. По инициативе Бичурина 28 ноября 1832 года в Кяхте открылось училище китайского языка.

Во время пребывания в Забайкалье И. Бичурин много общался со ссыльными декабристами. В это время он написал прошение о снятии с него монашеского звания, но оно не было удовлетворено.

В феврале 1835 года с согласия императора Иакинф Бичурин был назначен учителем кяхтинской школы китайского языка и сразу же выехал в Сибирь. Здесь, помимо занятий с учащимися школы, он продолжал свою ученую деятельность. В 1838 году он вернулся в Петербург.

В столице он подготовил к выходу в свет целый ряд изданий, посвященных Китаю. Последним крупным синологическим трудом И. Бичурина стало «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», вышедшее в 1851 году. Оно является и самой большой по объему его работой, причем как по количеству использованных документальных источников, так и по масштабу освещения исторических проблем и полноте переводов китайских текстов.

В конце 1840-х годов здоровье ученого стало стремительно ухудшаться. С 1852 года о. Иакинф не покидал своей кельи в Александро-Невской лавре. Здесь он и скончался 11 мая 1853 года.

В 1866 году друзья и почитатели установили на Лазаревском кладбище памятник из черного гранита с именем и датами жизни, между которыми была записана эпитафия: 無时勤劳垂光史册 — «Не зная покоя усердно трудился и пролил свет на анналы истории».

Современные ученые признают, что Иакинф Бичурин впервые в мировой синологии показал важность китайских источников для изучения всемирной истории и определил развитие российского китаеведения как комплексной дисциплины на многие десятилетия вперед. 


1 июня 2017
В Гонконге издан православный катехизис на китайском языке
2 октября 2015
​Издан сборник богослужебных песнопений, написанных в китайской певческой традиции
12 сентября 2015
Создано мобильное приложение «Православные календарь и молитвослов» на китайском языке
Последние новости
Новости по теме
22
Птн
2019