Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Салехардской епархии продолжаются поиски места захоронения мощей св. Василия Мангазейского

​В Салехардской епархии продолжаются поиски места захоронения мощей св. Василия Мангазейского

Продолжаются поиски захоронения мощей св. Василия Мангазейского
А+
Распечатать
Фото: Салехарская и Ново-Уренгойская епархия

Накануне епископ Салехардский Николай посетил Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа. В этих местах на севере Западной Сибири, на реке Таз в древности находился легендарный город Мангазея.

Как сообщает сайт Салехардской епархии, целью поездки было изучение местонахождения мощей сибирского первомученика, святого Василия Мангазейского.

18 сентября на месте предполагаемого захоронения мученика епископ Николай совершил Божественную литургию.


Святой Василий Мангазейский

Первый сибирский святой не был местным жителем, он родился в Ярославле во второй половине XVI века в купеческой семье. По торговым делам отца он оказался в Сибири, где поступил на службу к одному из мангазейских купцов.

Согласно преданию, в день Пасхи, когда Василий был в храме, лавку его хозяина ограбили воры. Несмотря на неоднократные приказы явиться, Василий остался в церкви до конца богослужения. Купец обвинил его в соучастии в преступлении.

Василия отправили к воеводе, где юношу, по одним источникам, пытал лично его хозяин-купец, по другим — мангазейский воевода С.Т. Пушкин. Точно так же расходятся различные варианты жития святого в той части, которая касается причины его смерти: в одних житиях говорится, что Василия убил сам купец, ударив связкой ключей в висок; другие свидетельствуют, что тот скончался после побоев, полученных в доме воеводы.

Тело юноши зарыли в землю без погребения.

Это произошло в 1600 или 1602 годах.

Через несколько десятков лет на месте захоронения стали происходить чудеса. В 1649 г. был обретен гроб с телом святого.


Мощи св. Василия Мангазейского

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес останки святого Василия в обитель.

В 1703 году митрополит Филофей (Лещинский) направил в Санкт-Петербург письмо с просьбой о высочайшем разрешении на перенос мощей св. Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. Однако царь Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить».

В 1709 г. мощи святого были перенесены во вновь построенную Благовещенскую церковь Туруханского монастыря. В 1719 г. митрополит Филофей составил канон первому сибирскому мученику и несколько служб.

Тем не менее, при преемнике митрополита Филофея Антонии (Стаховском) почитание святого Василия прекратилось; новый архиерей распорядился вновь зарыть мощи в землю, хотя место захоронения было обозначено возведенной над ним часовней.

Затем, в 1755 году Тобольская консистория своим указом запретила совершать молебны святому Василию и поминать его на отпусте, иконы святого были удалены из храмов. В 1756 году было разрешено совершать по нему панихиды особым чином.

Продолжаются поиски захоронения мощей св. Василия Мангазейского

В 1788 году склон холма, на котором были захоронены мощи, осыпался, и обнаружился гроб св. Василия. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; там мощи были погребены под спудом.

В 1802 году в Туруханске вспыхнула эпидемия. Начались народные волнения: жители города считали, что болезнь была послана им как кара за отказ от почитания святого угодника Божьего. Священный Синод распорядился возобновить церковное почитание святого Василия — «оставить почитание в прежнем виде».

Общецерковное почитание св. Василия относится к началу XX века: тогда Синод, после рассмотрения свидетельств о чудесах по молитвам святому, принял решение включить его имя в «Православный календарь».

После закрытия Туруханского монастыря в 1921 году мощи святого были утрачены.

Во время революции мощи из монастыря вместе со многими его реликвиями бесследно исчезли, а об их нахождении ходили самые противоречивые слухи. Местные жители считали, что во время революции раку с мощами привязали к хвосту лошади и, погоняя ее, разметали их по дорогам. Другие утверждали, что видели их в милицейском управлении. 

Было также известие, которое восходило к святителю Луке (Войно-Ясенецкому), отбывавшему здесь ссылку в 1920-х годах. Святитель-врач утверждал, что видел раку с мощами, стоявшую на санках эвенка возле храма, но какова была их дальнейшая судьба, он не знал. Однако многие местные жители верили, что по повелению Божьему этот самый эвенк спрятал мощи где-то в лесу, и с тех пор о судьбе мощей более ничего неизвестно. 

Однако в 1997 году в монастыре были обретены несколько фрагментов мощей. При строительных работах в храме нашли часть утвари, порубленную раку, церковное облачение и, наконец, были найдены святые мощи, перемешанные с землей.

Их поместили в раку в монастырском храме.

В 2004 году в поселке Красноселькуп архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин) освятил православный храм в честь святого Василия Мангазейского.

Последняя поездка в Мангазею епископа Николая обусловлена тем, что в некоторых исторических документах указывается, что в 1670 году в Туруханск была перенесена лишь часть святых мощей (кости таза и черепа). Таким образом, сохраняется возможность того, что остальные фрагменты мощей святого могли остаться на месте его первоначального захоронения при часовне на р. Таз.

11
Вск
2016