Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Риме обнаружено еще одно место, связанное с жизнью апостола Павла

​В Риме обнаружено еще одно место, связанное с жизнью апостола Павла

Аппиева дорога
А+
Распечатать
Фото: Trish Hartmann

О сделанной группой итальянских археологов находке сообщает «Радио Ватикана».

Расположение “Tres tabernae” давно обсуждается среди ученых древней топографии, которые выдвигали на этот счет разные гипотезы. Большинство исследователей сходится в том, что оно находилось в районе Чистерна-ди-Латина, между 57-м и 58-м километрами современной Аппиевой дороги (как раз там, где должна была проходить 33-я миля). В этом районе к римской дороге присоединялись два других важных пути: один к Анцио на юг, другой на север к Норбе: то есть, это было идеальное расположение для строительства дорожной станции.

Однако лишь в последние годы исследователям удалось ответить на этот вопрос: раскопки, проводимые Археологическим управлением Лацио под руководством Николетты Кассиери, позволили с точностью установить расположение этого римского поселения. 

В начале 58-го километра, напротив дома дорожного смотрителя, были обнаружены не вызывающие сомнения остатки постовой станции: окольная дорожка, перпендикулярная к Аппиевой дороге, с хорошо сохранившимся каменным покрытием, с бордюрами, площадкой для маневров повозок, на которую выходили два здания поменьше, одно из которых, вероятно, предназначалось для стоянки повозок, а другое служило конюшней. 

Рядом были обнаружены следы зданий терм, цистерн, комнат, связанных с широким двором и большой жилой дом, комнаты которого оформлены прекрасными фресками, а полы украшены мозаиками. Здания были датированы в основном между первым и вторым веками христианской эры.

Раскопки в этом районе Рима проводились и ранее. От древних христианских религиозных зданий ”Tres tabernae” не было найдено никаких следов. Только в начале 1990-х годов в результате некоторых несанкционированных раскопок, проведенных в этом месте, были обнаружены фрагменты мраморных плит и столба, относящихся к литургическому обустройству церкви: они были украшены узором из переплетения веток ивы, в соответствии с модой и стилем периода, относящегося к концу VIII века и середине IX в. Это важные свидетельства, подтверждающие наличие древнего здания поклонения в этом месте.

Недавно итальянское ведомство археологического надзора Лацио и Южной Этрурии, Папский институт христианской археологии и Национальный научно-исследовательский совет начали особый исследовательский проект. Его целью стало обнаружение древнего здания вместе с завершением раскопок в некоторых секторах самой почтовой станции ”Tres tabernae”, а также определение ее общей протяженности путем создания геофизических проекций. 


«Три гостиницы». Упоминания в Священном Писании и церковных письменных памятниках

Древнеримское пристанище путников «Tres tabernae» («Три гостиницы»), почтовая станция, расположенная на 33-й миле Аппиевой дороги, хорошо известно историкам раннего христианства и ученым, которые занимаются исследованиями жизни святого Павла. Действительно, это местечко вместе с расположенной неподалеку другой почтовой станцией Форума Аппиа (на 42-й миле) стали местом встречи, — вероятно, весной 61 года, — некоторых христиан Рима и апостола Павла. 

Тогда арестованного апостола вели в столицу империи, чтобы он судить его по обвинению в организации серьезных беспорядков в Иерусалиме. Об этом нам рассказывает известный отрывок из Деяний Апостолов: 

«Тамошние братья (то есть христиане Рима), услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился» (28, 15-16).

Слова cвятого Луки являются одним из древнейших и неопровержимых доказательств существования группы христиан всего через несколько десятилетий после смерти Иисуса Христа. Община, которая, по всей видимости, была многочисленной, если, всего лишь три года спустя, в 64 году, во времена трагических событий, связанных с пожаром Нерона, по свидетельству историка Тацита, она уже была ”multitudo ingens”, то есть «огромной массой», отмечает на страницах издания профессор Винченцо Фьокки Николаи, директор Папского института христианской археологии.


Аппиева дорога

Фото: Константин БенедиктовВ сопровождении конвоя Павел, вместе с другими узниками, пришел к «Трем гостиницам» с юга: Деяния свидетельствуют, что группа пришла из Поццуоли. ”Tres tabernae”, так же, как Аппиева площадь (forum), представляли собой важное место остановки для тех, кто путешествовал по Аппиевой дороге. 

Этот путь очень скоро завоевал титул царицы дорог, соединявшей Рим с портом Террачина. В частности, это пристанище «Трех гостиниц» было важной вехой ”cursus publicus”, то есть, государственной почтовой службы, которая к тому времени была недавно реорганизована императором Августом, а возможно, им же самим и учреждена. Также вероятно, что группа солдат, которые сопровождали Павла, использовали эту почтовую службу, предназначенную главным образом для облегчения коммуникации и обмена информацией, которая касается военной сферы. 

Кроме того, по всей вероятности, расстояние между Террачиной и Аппиевой площадью Павел и другие узники прошли не по суше, а по воде, на борту судна, которое буксировалось с берега, по каналу, который протекал параллельно Аппиевой дороге на протяжении девятнадцати миль (”Decennovium”) и представлял собой важную альтернативу дороги, особенно, когда она, как это часто случалось, была залита водами.

Свидетельство об этом содержат «Деяния Петра и Павла» (”Acta Petri et Pauli”), известный апокриф, в отрывке, который не может восходить ранее IX века, но, вероятно, представляет собой переработанный вариант более древней версии, которую можно отнести к 450-550 годам:

«Отправившись из Гаэты, (Павел) прибыл в близлежащее селение Террачина. Он оставался там семь дней в доме диакона Кесария, рукоположенного Петром. Отсюда он отправился по реке (Decennovium) и прибыл в место, называемое Три Гостиницы (...) Павел остановился там на четыре дня» (13, 16).

Судна вдоль канала ”Decennovium” тянули мулы, как вспоминает греческий историк Страбон. О ”Decennovium” и движении, которое там было, есть яркое описание у Горация, который плыл по нему, отправившись из Рима. 

”Tres tabernae” несколько раз упоминается Цицероном, который останавливался там в 59 году до Р.Х. Это место появляется в дорожных маршрутах римлян, как непременный пункт остановки на Аппиевой дороге, в XXXIII милях от Рима: в “Itinerarium Antonini” (между концом третьего и началом четвертого века) и в более поздних текстах «Космографии» анонимного автора из Равенны и “Geographica” Гвидона. 

Профессор Винченцо Ф. Николаи отмечает, что на древнейшей дорожной карте, дошедшей до нас — Певтингеровой (или Пейтингеровой) таблице — датируемой серединой четвертого века, почтовая станция “Tres tabernae” отмечена виньеткой, которая подчеркивает особую важность этого места. Как и у прочих хорошо оборудованных мест отдыха, в нем была устроена гостиница для ночлега путешественников, таверны, конюшни для укрытия животных, посты охраны и пункты медицинской помощи, жилье для работников, склады; наиболее значимые из них располагали также банями и местами отправления культа.

Жизнь ”Tres tabernae” была особо процветающей в века поздней античности, о чем свидетельствует упоминание о ней в более поздних дорожных маршрутах, прежде всего ее изображение в Певтингеровой таблице.

Певтингерова (Пейтингерова) таблица

”Tres tabernae” как епископская кафедра

Возможно, в память об остановке там святого Павла, почтовая станция ”Tres tabernae” обрела престижную роль и в создании епархиальной «географии» в окрестностях Рима. Уже в 313 году, вскоре после достижения религиозного мира, это место становится центром епископства. На Латеранском соборе в октябре того же года в ”Domus Faustae”, в ходе которого обсуждался вопрос донатизма, среди всего шести епископов, представлявших епархии Лацио, был и некий ”Felix a Tribus tabernis”, епископ Феликс из «Трех таверн». 

Столь раннее учреждение епископского престола во второстепенной местности, помимо «мемориального» престижа ”Tres tabernae” и ее вероятно значительной демографической величины, могло быть также функциональным: кафедра могла быть учреждена, чтобы управлять многочисленными земельными владениями, которые принадлежали там Церкви в эпоху Константина. Наличие епископской кафедры в селении на Аппиевой дороге предполагает, с другой стороны — с архитектурной точки зрения, — что в селении была, по крайней мере, церковь, баптистерий и резиденция для епископа и духовенства.

Епархия ”Tres tabernae” продолжала существовать до конца VI века. Именно тогда разрушение, вызванное вторжением лангобардов, заставило Папу Григория Великого присоединить ее к близлежащей епископской кафедре епархии Веллетри (и тем самым фактически прекратить ее существование), о чем свидетельствует письмо Папы, написанное в августе 592 года.

С тех пор прекращаются свидетельства о епископской кафедре ”Tres tabernae”, но она появляется вновь в середине VIII века, когда некий ”Parvus episcopus sanctae ecclesiae in Tribus tabernis” упоминается в конституции Папы Павла Первого (761 год). Другие епископы ”Tres tabernae” упоминаются, как присутствовавшие на римских соборах 769-го, 826-го, 853-го, 869-го годов. В 769 году епископ Пинис упоминается с титулом ”episcopus civitate Tribus tabernis”, в знак того, что это римское поселение обрело достоинство, сравнимое с городским.

Выдающийся историк-исследователь Средневековья Отторино Бертолини объяснил причину повторного появления епископской кафедры после того, как на протяжении более двух с половиной столетий о ней ничего не было слышно. 

В середине VIII века Папа Захарий основал фермерские хозяйства в Формии (на юго-востоке Априлии) и в Анцио, служивших ранее для обеспечения продовольствия населению Рима. В то же время император Константин V Копроним пожертвовал Церкви большие сельскохозяйственные угодья в Нинфе и Норме, которые находились в непосредственной близости от древнеримской ”Tres tabernae”. Все это должно было возродить территорию также с демографической точки зрения, поэтому Папа Захарий посчитал целесообразным восстановить там епископскую кафедру. 

Однако она просуществовала лишь до середины IX века. Причиной тому стало необратимое заболачивание региона, через который проходила Аппиева дорога: люди начали предпочитать другой древний путь — пьемонтский — проходивший к северу через Норбу, Сецце и Приверно. Это обстоятельство привело к тому, что население постепенно начало оставлять эти земли.

Ученые надеются, что развернутые исследования позволят лучше узнать и оценить место, обладающее большим историческим интересом и почтить Апостола язычников, который, уже будучи арестованным, проходил этими дорогами и останавливался здесь в 61 году.


Аппиева дорога

Фото: Константин Бенедиктов


Аппиева дорога


8
Чтв
2016