Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Пскове после 16 лет реставрации представили плащаницу XVI века

​В Пскове после 16 лет реставрации представили плащаницу XVI века

Плащаница конца XVI века, что хранится в музее Бенаки в Афинах
А+
Распечатать
Фото: public domain

4 декабря в Фондохранилище Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника для посетителей открылся уникальный экспонат — плащаница «Положение во гроб» середины XVI века.

Об этом сообщается на сайте музея.


Святыня, пережившая пожар

Плащаница состоит из средника с изображением многофигурной композиции «Положение во гроб», по кайме вышит текст песнопений Великой субботы. На среднике вышита многофигурная композиция. В головах гроба изображены Богоматерь и две жены-мироносицы, в ногах — апостолы Иоанн и Никодим, Иосиф Аримафейский.

Летом этого года плащаница вернулась из Москвы, где ее реставрацией занимались специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Работы по восстановлению памятника лицевого шитья продолжались 16 лет. Группу реставраторов возглавляла заведующая отделом реставрации тканей ВХНРЦ Е. В. Семечкина.

В 2003 году плащаницу передали в центр Грабаря в Москве. А в июле 2010 года в ВХНРЦ произошел сильный пожар. Пожару была присвоена третья категория по пятибалльной шкале сложности. В тушении принимали участие 65 пожарных автомобилей и три пожарных вертолета. Жертвами пожара стали двое пожарных — Александр Дымчиков и Вячеслав Шашин.

Застекленный «балкон», составляющий примерно ¾ площади третьего этажа здания, полностью выгорел, пострадала от огня крыша над оставшейся частью третьего этажа и несколько помещений второго. Все помещения второго и первого этажей залиты пеной и водой. Устояло против воды только хранилище на первом этаже, где и находилось большинство экспонатов.

В результате пожара пострадал архив, было повреждено несколько картин. Безвозвратно утерянными были признаны: туркменский ковер, только что отреставрированный в Центре после пожара в усадьбе Мураново, и знамя петровской эпохи из Переславля-Залесского.

На момент пожара в Центре находилось 36 предметов из коллекции Псковского музея-заповедника. В том числе икона Богоматери Одигитрии XIII—XIV веков, две иконы из псковской церкви Успения с Пароменья, четыре иконы из так называемого ивановского клада, а также предметы декоративно-прикладного искусства из кости. Плащаница XVI века тогда была залита водой, но серьезно не пострадала.


Лицевое шитье

Этот вид декоративно-прикладного искусства был широко распространен в эпоху Древней Руси. Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.

Шитье было весьма сложным технологическим процессом. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.

См. также интервью с заведующей отделом реставрации тканей ВХНРЦ им. Грабаря Еленой Семечкиной © YouTube, Zimogorskiy Kirill

Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шелком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.

Как правило, лицевым шитьем украшали предметы церковного назначения: судáри, или покровцы — небольшие платы на дискос и потир, плащаницы — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста», шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства. Редко встречаются шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих тканей серебряными, золотыми и шелковыми нитями.

Обычно произведения шитья состояли из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов — и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями. 

Покровская башня Окольного города Псковской крепости, вошедшая в список Всемирного наследия
​В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены храмы псковской архитектурной школы

Список пополнили церкви, соборы, монастыри, фортификационные башни и административные здания, возведенные в Пскове в XII—XVI веках, а также одна церковь постройки начала XX века.

Подробнее

Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. 

Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.


Реставрация лицевого шитья: 100-летняя традиция

В этом году исполнилось 100 лет со дня учреждения «Мастерской по ремонту древнерусского шитья» при Комиссии охраны памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Эта мастерская стала филиалом Всероссийской мастерской по шитью и металлу в Кремле и в 1924 году вошла в состав созданных И. Э. Грабарем Центральных государственных реставрационных мастерских.

В мастерской по ремонту древнерусского шитья в лавре нашли прибежище и продолжали трудиться послушницы разрушенного Вознесенского монастыря в Кремле.

Сегодня мастерская по реставрации тканей работает с самыми разнообразными видами музейного текстиля, в том числе с древнерусскими пеленами и шитьем, церковным облачением, военными знаменами и штандартами, бытовым и праздничным народным и городским костюмом, шалями и платками, коврами и гобеленами, веерами и куклами. Однако приоритетным направлением работы мастерской по-прежнему остается самых ценных памятников художественного текстиля — древнерусского лицевого шитья.

Специалисты отдела реставрации тканей ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря восстанавливают около 50-ти предметов ежегодно.


29 ноября 2019
​Реставрация незавершенной «Флорентийской Пьеты» Микеланджело пройдет на глазах у посетителей музея
27 мая 2019
​В Псковской области может появиться парк развлечений по мотивам сказок Пушкина
28 февраля 2019
​Примерно как два Ватикана. Где в Псковской области притаилось «райское место»
Последние новости
Новости по теме
5
Вск
2020