Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В поселке на Крайнем Севере верующие добираются до храма на собаках

В поселке на Крайнем Севере верующие добираются до храма на собаках

В поселке на Крайнем Севере верующие добираются до храма на собаках
А+
Распечатать
Фото: CC0 License

В поселок Эвенск Магаданской области забредают медведи, местные жители ездят на собаках, а на праздники одеваются в национальные одежды из оленьих шкур.

Настоятель местного храма во имя преподобного Серафима Саровского священник Владимир Зимонов рассказал РИА Новости о том, в каких условиях совершаются православные богослужения в храме на Крайнем Северо-Востоке страны и чем компенсируется отсутствие благ цивилизации.

Крайний Север — часть территории Земли, расположенная главным образом к северу от Северного Полярного круга. Климат в некоторых районах чрезвычайно суровый. Территория Крайнего Севера — это арктическая зона, тундра, лесотундра и районы северной тайги.

На одного жителя Северо-Эвенского района приходится почти 40 квадратных километров.

«Первое время было необычно видеть вездеходы на гусеничной тяге — возникали ассоциации с фильмами про войну. Правда, более распространенный здесь транспорт — это различные УАЗы и мотоциклы "Урал". А самое экстравагантное, безусловно, — собачья упряжка», — рассказывает священник Владимир Зимонов.

«От двух до четырех пар собак, специальные сани — нарты, каюр — для человека, живущего здесь, это не развлечение, а функциональное решение многих вопросов, связанных с доставкой необходимых грузов. И от того, насколько хорошо налажено взаимодействие человека и животных, зависит качество выполнения поставленной задачи», — добавил он.

На собаках, а также на оленях по этим землям в свое время передвигался святитель Иннокентий Московский (Вениаминов).

Сам отец Владимир окончил Николо-Угрешскую семинарию, магистратуру и два года назад по программе распределения выпускников духовных учебных заведений приехал в один из удаленных приходов страны на берегу Шелехова залива Охотского моря. Здесь по поселку гуляют медведи, и снег можно увидеть даже летом.

«Почти сразу после прибытия в Эвенск, осматривая храмовые помещения, я обратил внимание на странного старика в малахае (зимний головной убор местных народов) и меховой обуви. Мы разговорились. Старик говорил исключительно на эвенском и плохо понимал по-русски. Но был рад видеть священника. Старейший прихожанин, в храм он ходил до последнего дня своей жизни», — вспоминает настоятель Серафимовского храма.

Он добавил: «Когда он скончался, я совершал в его доме заупокойную литию, а потом стал свидетелем необычного погребального обряда. Старика, перед тем как положить в гроб, одели в национальные одежды из оленьих шкур, украшенных бисерной вышивкой».

По тундровому бездорожью

Особенно запомнилась московскому священнику поездка в поселок Гижигу ― это 80 километров по тундровому бездорожью.

Селение основали в середине XVIII века казаки, осваивавшие этот край. До революции здесь были храм и школа. В Гижиге проповедовали известные русские миссионеры: святитель Иннокентий (Вениаминов) и будущий митрополит Нестор (Анисимов), сыгравшие важную роль в просвещении местных народов. Вместе с проповедью Евангелия они открывали школы, обучая эвенов, коряков, чукчей грамоте.

Cвященник Владимир Зимонов с жителями поселка Гижига

Фото: Магаданская и Синегорская епархияВ путевом журнале святителя Иннокентия сохранились сведения о построенном в 1826 году деревянном гижигинском храме, его священнослужителях, заметки о прихожанах и нуждах прихода: «Вклады в церковь делаются единственно тунгусами и купцами, а от прочих жителей и особливо служащих казаков, можно сказать, нет ничего. Здание церкви «крепко и прочно», имеется полотняный иконостас с иконами «живописи хорошей». 

При храме служили два священника и четыре причетника. На тот момент гижигинский приход состоял из 1744 человек — эвенов, коряков, чукчей и русских.

Богослужение в пургу

По словам отца Владимир, прошедшая зима была рекордно снежной и вьюжной: «Однажды в пургу, незадолго до службы мне позвонила прихожанка и спрашивает, будет ли сегодня открыт храм. Я ответил, что службу из-за непогоды не отменяют».

Однако такую сильную метель он видел впервые в жизни и едва смог дойти до церкви: «Хотя идти недалеко, я несколько раз терял дорогу — ветер и снег били в лицо, невозможно было смотреть вперед». 

На богослужение в тот день, кроме него, пришли еще несколько прихожанок, поющих в церковном хоре: «Они проделали гораздо больший путь, чем я. Знали, что без их помощи служба может не состояться. С их стороны это был настоящий подвиг!» 

На следующий день один прихожанин сказал, что не был в церкви из-за непогоды. 

«Получается, то, что порой не под силу здоровому мужчине, выносят слабые женщины. Вероятно, вот такие прихожанки и спасали Церковь от полного уничтожения в годы атеистических гонений», — рассуждает отец Владимир.

По словам уставщика Татьяны Семенюк, уже 20 лет посещающей Серафимовский храм, каждый прихожанин здесь незаменим. Каждый старается внести посильную лепту в общее дело: кто-то поет, кто-то читает во время богослужения, кто-то остается потом на уборку, кто-то занимается благоустройством и украшением храма и прилегающей к нему территории.

Она добавила, что в поселке все друг друга знают: «Если ходишь в храм, ты — объект всестороннего изучения твоих нравственных качеств. По тебе часто судят и о приходе, и о всей Церкви. Это обязывает. Попробуй объясни, что Церковь — это лечебница и как раз грешникам в нее дорога, только благодаря ей и начинаешь все больше и больше видеть свои грехи».

Проблемы прихода

Татьяна Семенюк рассказала, что за 20 лет здесь сменилось около десяти священников, не считая единичных визитов: «Только привыкнешь к батюшке, к его требованиям к службе, как уже пора прощаться». 

«Около трех лет жили без настоятеля. Тогда служили мирским чином (соборное чтение верующими молитв и Священного писания, но Литургия не совершается). Редко на неделю-две присылали священника из Магадана. Помню, как-то больше года были сами по себе. И что удивительно: ни исповеди, ни причастия, но чувствуешь, что Господь рядом», — добавила она.

Сегодня насущная проблема у прихода всего одна, но серьезная — нет профессионального регента. И певчие-самоучки мечтают, чтобы нашелся волонтер — приехал бы на несколько месяцев, подучил их.

По традиции в июле прихожане Серафимовского храма устраивают крестный ход в честь иконы Пресвятой Богородицы «Призри на смирение». Маршрут от поклонного креста до поселка — около 40 километров — проходят даже дети и 80-летние бабушки.

«Многое, что есть в городе и чего может недоставать здесь городскому жителю, с лихвой компенсируется высотой человеческих отношений и красотой природы», — уверен настоятель Серафимовского храма в поселке Эвенск отец Владимир. 

От Тикси до Таиланда

По словам сотрудника Синодального Миссионерского отдела игумена Агафангела (Белых), Крайний Север и Дальний Восток ― это те месте, куда посылают миссионеров в первую очередь: «Это те места, где человек может ехать до храма 500 км на вездеходе. Или, чтобы причаститься на большой праздник, лететь в храм на самолете. Миссия есть и в Центральной России, часть приходов ― в Юго-Восточной Азии. Наши семинаристы несут послушание от Тикси до Таиланда».

Он отмечает, что быть миссионером на Севере может далеко не каждый: «Был у меня студент. Сейчас он уже священник. Для него было сложно смириться с погодой, и он уехал при первой возможности. А другой человек побывал в еще более суровых условиях: мы с ним ездили в поселок к оленеводам и там прожили полтора месяца. Мороз 50 градусов, помыться можно только из тазика в комнате, где вода на полу замерзает. А он после этого сказал: «Мне понравилось. Можно я еще приеду?»

На Крайнем Севере России живет чуть больше 11,5 миллионов человек (8% населения России) на площади около 12 миллионов квадратных километров (примерно 70% от общей территории России).

Коренное население — народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, как малочисленные (менее 50 тысяч человек), так и более крупные (якуты, буряты, тувинцы, коми, карелы).

К коренному населению относятся потомки русских переселенцев — русскоустьинцы, якутяне, походчане и марковцы.


5 апреля 2018
Заполярное село хотят спасти постройкой в нем храма
9 января 2017
​На отдаленном острове в Великобритании празднуют Рождество спустя две недели
13 октября 2016
​На отдаленные приходы Алтая будут доставлять помощь на внедорожниках
Последние новости
Новости по теме
19
Чтв
2018