Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Оружейной палате открылась выставка русской резной кости

​В Оружейной палате открылась выставка русской резной кости

	​В Оружейной палате открылась выставка русской резной кости
А+
Распечатать
Фото: Rublev.com / снимок экрана

5 февраля в Парадном вестибюле Оружейной палаты открылась выставка «Русская резная кость XVIII—XIX веков. Дар семьи Карисаловых», на которой представлены выдающиеся образцы традиционного русского художественного промысла — резьбы по кости.

В

экспозицию вошла лишь часть коллекции, собранной и преподнесенной в дар Музеям Московского Кремля семьей российского мецената, председателя правления и генерального директора компании «Сибур» Михаила Каресалова. 

Об открытии выставки сообщает сайт Музеев Московского Кремля.


Два века русской резной кости — в экспозиции Оружейной палаты

Коллекция, переданная в Оружейную палату, насчитывает 153 экспоната, или около 700 отдельных предметов, отражающих разнообразие русского косторезного искусства XVIII—XIX веков. На выставке представлены два десятка произведений русской резной кости выдающегося художественного уровня.

Среди них — настольные скульптурные композиции, медальоны с портретами русских монархов, резные иконы, ларцы, кабинетцы с зеркалами и др. Вещи выполнены в XVIII–XIX веках и происходят в основном с Русского Севера. Наиболее полно представлены работы мастеров из Холмогор XVIII — первой половины XIX века, а также работы косторезов Вятки, Тобольска, Якутска и Санкт-Петербурга.

Самые ранние изделия, представленные на выставке, — несколько ларцов, выполненных из бивня мамонта. Они датируются первой четвертью XVIII века. Ларцы украшены рельефной резьбой, орнаментом и композициями, образцами для которых послужили гравюры из книги «Символы и эмблемата», изданной на русском языке в 1705 году по указанию царя Петра I.

Холмогорские косторезы, ведущие мастера в этом промысле, отличались умением сочетать традиции резьбы по кости с новыми художественными идеями и приемами. Они изготавливали ларцы и шкатулки, облицовывая их костяными пластинами разного цвета, украшали их рельефными изображениями, вырезанными по европейским гравюрам. 

Вид на Средние торговые ряды со стороны храма Василия Блаженного
​Музеи Московского Кремля объявили конкурс на лучшее название для нового музейного здания на Красной площади

В новом корпусе разместится экспозиция Оружейной палаты, византийские древности, а также коллекции древнерусского и русского искусства. Впервые за стенами Кремля за стенами Кремля обретут дом государственные реликвии.

Подробнее

С развитием промысла работы холмогорских косторезов становились более разнообразными: помимо ларцов-теремков, они создавали настольные кабинетцы, копируя формы модных в то время бюро и секретеров, завезенных в Россию из Западной Европы

С середины XVIII века в русской резьбе по кости появляются воздушные, прорезные орнаменты, позднее, в эпоху классицизма, эти орнаменты преображаются, становятся еще более изящными — на смену узорам из стилизованных раковин приходят тонкие сетки и вариации на тему сквозного геометрического узора с цветочными гирляндами. 

В отдельную группу выделены произведения религиозной тематики, прежде всего холмогорские иконы XVIII—XIX веков, которые отличаются особым стилем. Их создавали на досках, покрытых тканью, фольгой, пластинами из кости или рога, добавляя композицию из рельефных изображений в соответствии с выбранным сюжетом.

Скульптурные произведения встречаются среди работ холмогорских мастеров значительно реже. Именно поэтому представленные на выставке композиции «Милосердие самарянина» и «Жертвоприношение Авраама» искусствоведы признают особенно редкими.


См. также видео о выставке YouTube, Музеи Московского Кремля:



Семейная коллекция, ставшая общественным достоянием

Собрание русской резной кости, преподнесенное в дар Музея Московского Кремля, складывалось и пополнялось на протяжении более трех десятков лет. По словам М. Карисалова, начало собранию положила его мать, Ирина Карисалова, которая начала приобретать образцы русской резной кости еще в советское время.

Как отметила при передаче коллекции директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, «аналогов подобной коллекции по качеству и количеству, наверное, нет ни в одном из наших музеев». 

И, хотя в собрании Музеев Кремля и раньше присутствовали работы русских резчиков по кости, дар семьи Карисаловых стал серьезным и важным пополнением музейной экспозиции. По признанию музейных сотрудников, подаренная коллекция отличается цельностью, давая возможность как посетителям, так и искусствоведам получить полное впечатление о жанре северной резьбы по кости XVIII—XIX веков.

Кроме того, Музеи Кремля до последнего времени не занимались планомерными поиском и приобретением произведений русских мастеров-косторезов.

Тем не менее, кремлевские реставраторы обладают богатым опытом работы с костью, и потому новый статус коллекции благотворно повлияет на сохранность находящихся в ее составе уникальных предметов.

Выставка открыта до 4 апреля.


16 октября 2020
​В школе акварели Сергея Андрияки открылась выставка, посвященная русскому старообрядчеству
9 сентября 2020
В Москве открывается выставка, приуроченная к 100-летию со дня рождения Сергея Бондарчука
6 июля 2020
​Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине
Последние новости
​Президент Танзании утверждает, что коронавирус лечится молитвой, в то время как больницы в стране переполнены

Международные наблюдатели опасаются, что политика президента Джона Магуфули может подорвать программу вакцинации в Африке, а Танзания превратится в источник распространения новых форм Covid-19.

3 марта 2021
312
​​Для реконструкции шпиля Собора Парижской Богоматери специалисты ищут подходящие деревья по всей стране

На восстановление шпиля в его историческом облике понадобится древесина по крайне мере тысячи дубов с прямыми стволами высотой не менее восьми метров и возрастом от 100 до 150 лет.

1 марта 2021
683
Новости по теме
​Музей архитектуры в Москве готовит выставку фресок затопленного Троице-Макарьева монастыря в Калязине

Монастырский ансамбль был уничтожен в 1940 году при создании Угличского водохранилища, однако специалистам экспедиции Академии архитектуры тогда удалось спасти роспись Троицкого собора.

6 июля 2020
6497
6
Суб
2021