Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Нарьян-Маре открыли памятник протопопу Аввакуму

В Нарьян-Маре открыли памятник протопопу Аввакуму

В Нарьян-Маре открыли памятник протопопу Аввакуму
А+
Распечатать
Фото: Старообрядческий сайт «Русская вера»

5 сентября 2020 года в столице Ненецкого автономного округа состоялось торжественное открытие памятника видному церковному писателю XVII века протопопу Аввакуму.

У

становка памятника стала частью большой программы юбилейных мероприятий, посвященных 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума.

Об этом сообщает сайт «Русская вера».


«Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедую, с сим живу и умираю»

Памятник установили у старообрядческого храма г. Нарьян-Мара. На бронзовом барельефе-иконе в полный рост изображена фигура священника, поднявшего руку в так называемом двуперстном благословении и держащего свиток с надписью «Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедую, с сим живу и умираю» («Я, протопоп Аввакум, так верую и это исповедую, с этим живу и умираю»).

Венчает памятник восьмиконечный крест.

Автором памятника стал известный архангельский скульптор и заслуженный художник России Сергей Сюхин. Созданный им проект памятника был утвержден на съезде Древлеправославной Поморской церкви в конце 2018 года.

«На создание эскиз-проекта, лепку, литье и доставку памятника ушел целый год. Я умышленно не стал делать круглую скульптуру, так как она не характерна для православия, а тем более для старообрядчества. Сделал барельеф на фоне медной иконы, которые пользуются большим уважением у старообрядцев. В лике Аввакума я постарался изобразить любовь к Богу. Надеюсь, у меня это получилось», — рассказал Сергей Сюхин накануне открытия памятника.

«Путешествие Аввакума по Сибири», С. Милорадович, 1898 год
​Русские старообрядцы начали подготовку к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

Юбилей будет отмечаться Русской православной старообрядческой церковью в 2020 году.

Подробнее

Он также отметил, что в своей работе стремился раскрыть характер выдающегося священнослужителя. «Протопоп — фигура противоречивая, но он вызывает у меня уважение своей стойкостью, непоколебимостью, — рассказал С. Сюхин в комментарии для сайта NAO24. — …Аввакума я так и создавал, он такой прямолинейный, немного угловатый, он мог быть и грубоватым. Тут не нежная пластика, а грубая, квадратная. …Одежды на нем те, в которых он принял свои муки, ноги босые, истоптанные. Он стоит в срубе: сруб сгорел, а Аввакум — нет», — так передал свое отношение к исторической фигуре протопопа Аввакума архангельский художник.

Свою помощь в изготовлении и доставке в Нарьян-Мар барельефа, в подготовке площадки для памятника и его монтаже оказали крупные региональные компании — «ЛУКОЙЛ-Коми» и «Ненецкая нефтяная компания».


Протопоп Аввакум. Жизнеописание

Аввакум Петрович Кондратьев (в старообрядческой литературе чаще встречается написание имени Аввакум Петров или Аввакум Петрович) родился 20 ноября 1620 года в селе Григорове под Нижним Новгородом в семье священника. В 1638 женился на 14-летней Анастасии Марковне, которая на всю жизнь стала его верной спутницей и матерью восьми их детей. В 1642 был рукоположен во диакона.

Словарь Брокгауза и Эфрона так описывает его личность: 

«Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву».

В 1652 был возведен в протопопы, т. е. старшие священники.

В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе. В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон. Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.

Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в «книжном исправлении». Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком. Никон и его справщики завели те «новшества», которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.

Кресты на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и его сподвижников в Пустозерске

Кресты на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и его сподвижников в Пустозерске. Автор: AAT из русский Википедия, CC BY-SA 3.0

Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. От более сурового наказания — расстрижения — его спасло лишь заступничество царя. С 1656 по 1661 гг. состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «даурской земли», доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.

Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедившись, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви, царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не «соединиться», то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но ненадолго. 

Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить четырехконечный крест, исправление символа веры, троеперстное сложение, партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.

В 1664 г. Аввакум сослан был в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою радикальную проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Иисуса Христа», «протосингелом российския церкви».

В 1666 г. Аввакум привезен был в Москву, где его 13 мая на соборе, собравшемся для суда над Никоном, после тщетных увещаний расстригли и анафематствовали за богослужением в Успенском соборе. В ответ на это Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Расстрижение Аввакума было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его «великое нестроение» с царем. Опального протопопа пытались разубедить; очередная попытка увещания Аввакума произошла уже пред лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но протопоп твердо стоял на своем. 

Сообщники его были казнены. Однако Аввакум был лишь наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Здесь в земляной тюрьме Аввакум 14 лет просидел на хлебе и воде, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и троих его товарищей. 

14 апреля 1682 года они были сожжены в срубе в Пустозерске. В большинстве старообрядческих церквей и общин Аввакум почитается как священномученик и исповедник.


11 июля 2018
Самой красивой деревней России признали бурятское старообрядческое село
8 августа 2017
Институт Африки РАН исследует феномен старообрядчества в Африке
13 июля 2017
Русская старообрядческая церковь основала первую общину в Пакистане
Последние новости
Новости по теме
24
Втр
2020