Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Москве представили «Новый Афонский патерик», составленный неизвестным автором

​В Москве представили «Новый Афонский патерик», составленный неизвестным автором

На презентации трехтомника «Новый Афонский патерик»
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

4 марта 2018 года в московском храме преподобной Евфросинии Московской прошла презентация трехтомника «Новый Афонский патерик», выпущенного издательством «Орфограф».

Об этом сообщает сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству.

В подготовке издания принимали участие насельники Свято-Преображенского скита ставропигиального Данилова мужского монастыря.

Книга представляет собой перевод масштабного труда, изданного в Греции в 2011 году. Автор сборника, насельник Святой Горы и духовник одного из монастырей, пожелал остаться неизвестным.

Сообщается, что монах на протяжении 30 лет собирал и записывал истории о жизни и подвигах современных ему афонских монахов. «Новопрозябшим побегам пустыни, юным инокам и инокиням с молитвенным пожеланием от всего сердца возлюбить монашеское Предание, укорениться в нем и от него питаться, дабы в свое время принести плоды», — говорится в посвящении.

Примеры, собранные в «Новом Афонском патерике», относятся к новейшему времени — концу XIX, всему XX и началу XXI веков.

В книге содержатся рассказы о многих неизвестных современному российскому читателю подвижниках, хотя автор уделяет внимание и прославленным святогорцам — он пишет о старце Иосифе Исихасте, о. Ефреме Катунакском, преподобном Порфирии Кавсокаливите. Большой раздел посвящен преподобному Паисию Святогорцу.

Особую ценность изданию придает то, что опубликованные на страницах трехтомника рассказы — это не пересказ уже известных фактов из жизни афонских подвижников благочестия, но личное живое свидетельство автора, лично знавшего героев повествования.

В предисловии к первому тому автор рассуждает о ценности святогорского предания.

«За свою долгую историю Святая Афонская Гора пережила всякое: она сотрясалась от пиратских набегов, задыхалась под многовековым варварским игом, страдала от трений на национальной почве, от богословских и догматических распрей, от нехватки иноков, от недостатка самого необходимого и от тысячи других — больших или меньших — бед. Сегодня, благодатью Божией, все это в прошлом. В наши дни Афону угрожает одна-единственная опасность: уклонение от спасительного пути святогорского монашеского Предания, опасность его искажения. Ведь именно оно, это живое аскетическое и исихастское святогорское Предание, на протяжении стольких веков опытно хранимое как образ жизни, аскезы и богопочитания, причем хранимое во всем многообразии монашеской жизни и таким огромным количеством монахов, — это-то самое Предание и делает Святую Афонскую Гору явлением исключительным и неповторимым», — пишет он.

«Все, что содержится в книге, которую вы держите в руках, относится не к теории, а к практике, к практическому учению святогорских отцов. Все это собрано, систематизировано и напечатано для того, чтобы подвигнуть читающего к покаянию и подражанию аскезе этих отцов или хотя бы сделать нас более внимательными по отношению к собственным страстям», — напоминает автор-составитель сборника.

Первый том патерика — «Жизнеописания» — содержит жития 25 афонских подвижников. Во второй том — «Сказания о подвижничестве» — вошли краткие истории об афонских монахах, здесь собраны наиболее яркие и глубокие их высказывания. Второй том издания организован по тому же принципу, что и классическое произведение древней монашеской литературы «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов»: истории идут в алфавитном порядке имен старцев, а повествования о безымянных отцах собраны в конце книги. 

Основную часть третьего тома составляют изречения преподобного Паисия Святогорца. Сюда также помещены поучительные истории, рассказанные другими афонскими подвижниками.

Все, что содержится в книге, которую вы держите в руках, относится не к теории, а к практике, к практическому учению святогорских отцов.

Из предисловия к первому тому «Нового Афонского патерика» 

Первые два тома «Нового Афонского патерика» доступны для скачивания на сайте ЛитРес (том I, «Жизнеописания»; том II, «Сказания о подвижничестве»). Цена электронной версии каждого тома — 139 руб.


Русский Афонский патерик

«Афонский русский патерик», изданный «Институтом Русского Афона» в 2015 годуВ 2015 году, в преддверии 1000-летия русского присутствия на Святой Горе, «Институт Русского Афона» издал «Афонский русский патерик» — книгу, в которой собраны сведения о 50-ти русских святых-афонитах, а также дни их памяти, расположенные по месяцам и приведенные по старому стилю. На заключительных страницах сборника располагается информация об афонских подвижниках, чьи имена отсутствуют в официальном календаре Московской патриархии и дни памяти которых не установлены. 

По словам издателей, патерик — лишь первая попытка выявления святых русских святогорцев из большого числа подвижников, живших на Афоне, и часть большой работы по составлению полной истории русского монашества на Святой Горе.

В том же году русский Пантелеимонов монастырь на Афоне издал книгу свидетельств о чудесах, произошедших на Святой Горе. Издание, разделенное на четыре части, содержит 172 записи-свидетельства очевидцев, сделанные в период с 2007 по 2015 годы.

Необычность книги заключается в том, что в ее основу легли записи, которые паломники делали по собственной инициативе, добровольно, без просьб со стороны духовенства или братии монастыря. Свидетельства записывались паломниками в толстую общую тетрадь, находящуюся в монастырской лавке русской обители на Афоне.

Записи расположены в хронологическом порядке, без рубрикации.


10 сентября 2015
​На Святой горе Афон. Часть II. Восхождение
24 августа 2015
​На Святой горе Афон
16 июня 2015
В Москве в честь 1000-летия русского монашества на Афоне издан «Афонский Русский Патерик»
Последние новости
Новости по теме
​На Святой горе Афон. Часть II. Восхождение

На вершине Афона, наверное, многие спрашивают себя: зачем я здесь? Как турист, из любопытства? Или из спортивного интереса, подобно альпинистам, покорить очередную высоту, испытать самого себя? Или же как паломник, преодолев все тяготы, взойти на Святую гору, приблизиться к Богу?

10 сентября 2015
4630
19
Срд
2020