Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Москве открывается выставка о жизни христиан в СССР

В Москве открывается выставка о жизни христиан в СССР

В Москве открывается выставка о жизни христиан в СССР
А+
Распечатать
Фото: Dmitry Horov (CC by 2.0)

Выставка «Живые», посвященная повседневному быту христиан в СССР, открывается 18 мая в Национальном исследовательском университете «МЭИ», сообщает сайт исследовательского центра «Вера и люди в Советском Союзе».

В основу экспозиции легли уникальные экспонаты из частных собраний.

По словам организаторов, название «Живые» отражает замысел устроителей через уникальные артефакты рассказать не о политических перипетиях сложного советского времени, а о том, как малозаметная постороннему взгляду вера воплощалась в предметах каждодневного быта — самодельных книжках, воспроизведенных фототипически иконах, церковных записках.

Афиша выставки «Живые»Организаторами выставки стали Университетом «МЭИ», патриаршее подворье храма Сергия Радонежского в Крапивниках и музей и исследовательский центр «Вера и люди в Советском Союзе» — единственное в России учреждение, создавшее коллекцию вещей и воспоминаний, повествующих о том, как жила Церковь и ее прихожане после войны и до распада СССР.

«Для многих сейчас этот период ― время молодости и становления, а кто-то не знает о нем ничего. Восполнить пробелы для одних и дать возможность вернуться в юность другим — цель открывающейся выставки», — подчеркивают устроители.

Экспозиция откроется в Малом зале ДК МЭИ (Энергетический проезд, дом 3, стр. 1).

На ней будут представлены богослужебные и религиозные книги (в том числе переписанные от руки и перепечатанные на машинке), самодельные иконы, семейные документы. Например, это ― письмо 1964 года некоей Пелагеи из Кременчуга к родственнице в Краснодар: «1 мая не праздновали, потому как была Страстная суббота. Миша уступил», или открытка с «Троицей» Андрея Рублева, подаренная голландскими студентами кому-то из советских граждан во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году.

Экскурсию в день открытия выставки проведет заведующий кафедрой истории Московской духовной академии, автор множества публикаций и научных трудов по истории Русской церкви профессор Алексей Светозарский.

Отмечается, что экспозиция подобной направленности проводится в российской выставочной практике впервые.

Выставка продлится до 18 июня 2018 года.

Музей «Советский союз: вера и люди» при храме в Крапивниках

Музей «Советский союз: вера и люди» («Народ и вера в СССР») начал работу при столичном храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в октябре 2017 года.

Идея открыть музей, в котором была бы по возможности полно отражена пришедшаяся на советскую эпоху жизнь нескольких поколений верующих людей, принадлежит Алексею Светозарскому. Ее поддержали приход храма в Крапивниках во главе с настоятелем протоиереем Александром Абрамовым.

Ядро коллекции музея сформировалось в течение года благодаря десяткам жертвователей.

В частности, в экспозицию вошли иконы, украшенные фольгой и бумажными цветами, рукописные и машинописные молитвословы, акафистники, бережно хранившиеся дореволюционные издания Священного Писания, самодельные открытки к Пасхе и Рождеству Христову, православные календари 1950-1980-х годов (в том числе кустарные), фотографии богослужений, крестных ходов, подарки духовенства и мирян друг другу.

Некоторые ценные экспонаты в дар музею передала Александра Студенова, дочь протоиерея Василия Студенова: деревянное блюдо с изображением Псково-Печерского монастыря (дар священнику от митрополита Николая (Ярушевича)) и рукодельную панагию из бархата (дар архиепископа Макария (Даева)).

Распространение религиозной литературы в СССР

В 1943 году состоялась встреча церковных иерархов со Сталиным, после которой жизнь религиозных организаций несколько оживилась. Были приостановлены репрессии в отношении священнослужителей и верующих мирян.

В 1950—1960-е годы развернулась деятельность Издательского отдела Московской патриархии (ныне ― Издательский совет).

Тогда выходил Журнал Московской патриархии ― официальное периодическое издание Русской церкви. В нем печатали послания Патриарха, хронику его служений, хронику жизни епархий, богослужебную информацию, немного статей церковно-исторического характера.

Издавались также церковные календари и редкие выпуски сборника «Богословские труды».

И ЖМП, и календари по подписке распространялись по приходам.

Библию в этот период издавали дважды ― в 1968 и 1979 гг. Этот текст в Синодальном переводе быстро разошелся по приходам.

Подпольно распространялись также протестантские издания Синодального перевода Библии.

К дореволюционной религиозной литературе можно было приобщиться на книжных развалах, где книги продавали и обменивали, и в библиотеках.

Самиздатовские книги советского времени и фотонегативы неофициальной литературы

Фото: Nkrita (СС by-sa 4.0)Жития святых в этот период выходили в серии «Литературные памятники» под названием «Византийские легенды» вместе с пересказом Священного Писания Зенона Косидовского под названием «Библейские сказания» и «Сказания евангелистов». Это была вполне легальная литература, которая способствовала религиозному просвещению. Любой интересующийся человек мог узнать необходимую информацию о вере и Церкви даже из «Справочника атеиста» или «Забавного Евангелия» Лео Таксиля.

В 1973 г. массовым тиражом был опубликован роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», что дало сильный толчок к повороту общества к религии. Многие именно благодаря этой книге пришли к вере.

Свой вклад в религиозное просвещение советских людей вносили и зарубежные издательства. Так, брюссельское католическое издательство «Жизнь с Богом», не преследовавшее конфессиональных задач, переправляло в СССР Библию и множество православной литературы, в том числе сочинения протоиерея Александра Меня. Одну из его книг ― «Магизм и единобожие» ― издали в Брюсселе в 1971 г. под псевдонимом Эммануил Светлов.

Существовавший религиозный самиздат распространялся в узком кругу доверенных лиц. Так, журнал «Община» Александра Огородникова выходил в семи экземплярах, его изданию и распространению сопутствовали обыски и аресты. Более широко расходились так называемые «летучие материалы» ― открытые письма, обращения, например, священников Сергия Желудкова, Глеба Якунина, Николая Эшлимана.

Был еще и массовый религиозный самиздат, основанный на коммерческих мотивах, а не на просветительских и духовных. Например, отпечатанные на фотобумаге православные календари. Изготавливали их просто — делали макет, а потом фотографировали, проявляли пленку и печатали. Самым типичным способом их распространения были поезда.


10 ноября 2017
Pew Research: православные христиане стран бывшего СССР демонстрируют самый низкий уровень религиозности
14 июня 2017
​В центре Москвы могут быть восстановлены храмы, разрушенные в годы советской власти
15 мая 2015
30 лет назад в СССР развернулась антиалкогольная кампания
Последние новости
Новости по теме
10
Пнд
2018