Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Москве может появиться памятник одному из первых проповедников идеи панславизма

​В Москве может появиться памятник одному из первых проповедников идеи панславизма

Памятник Ю. Крижаничу в Загребе и фронтиспис «Граматична исказания об руском езику»
А+
Распечатать
Фото: Givemeart, Hrvatski Multikulturalni Portal

Власти Республики Хорватия рассматривают возможность передачи в дар и установки в Москве памятника хорватскому богослову, лингвисту, философу и историку Юрию Крижаничу работы известного хорватского скульптора Марии Улевич Галетович, сообщает сайт Департамента культурного наследия г. Москвы. 

Москве планируется передать первую копию с оригинала, установленного в центре столицы Хорватии — Загребе. 

В качестве возможных мест установки памятника рассматриваются Парк Дружбы (Северный административный округ, район Левобережный), где по традиции устанавливаются монументы и скульптуры, переданные в дар Москве дружественными государствами, а также территории Библиотеки иностранной литературы (ул. Николоямская, 1) и католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (ул. Малая Грузинская, 27/13).

Хорватская сторона также вынесла на обсуждение вопрос о присвоении одному из новых скверов Москвы названия в честь города Загреба и о возможном месте расположения будущего памятника на этой территории.

По предложению хорватских властей, памятник Юрию Крижаничу можно было бы установить в Москве в следующем, 2017-м году, когда в российской столице пройдет ряд мероприятий, посвященных 25-летию дружественных отношений между Россией и Хорватией, провозгласившей независимость в 1991 году.

Юрий Крижанич. Богослов, философ, священник-миссионер, лингвист, историк, этнограф

Крижанич родился в 1617 или 1618 году в местечке Обрх близ города Бихач в семье небогатого землевладельца. Лишившись отца в возрасте пятнадцати лет, Юрий стал готовиться к вступлению в духовное звание. Он учился сначала на родине, в Загребской католической семинарии, готовившей священников хорватской грекокатолической церкви. Потом — в Венской семинарии, а затем продолжил учебу в Болонье, где изучал также юридиспруденцию.

После принятия священного сана Юрий Крижанич состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. 

В 1640 году поселился в Риме и поступил в греческий Коллегиум святого Афанасия, специально учрежденный Ватиканом для пропаганды унии среди последователей греческой веры. Через два года защитил докторскую диссертацию. 

За годы учебы в Риме Ю. Крижанич изучил греческий язык, приобрел большие познания в византийской литературе и стал горячим сторонником унии. Его целью было собрать все важнейшие сочинения «схизматиков», то есть православных богословов, писавших против догматов папизма. Реализуя эту задачу, ученый собрал и издал «Всеобщую библиотеку схизматиков», в которую включил также и сочинения, написанные против унии на русском языке. 

В 1658 году в Вене Ю. Крижанич встретился с московским посланником Яковом Лихаревым, который, как и прочие русские послы в других странах, набирал иностранцев, желавших поступить на царскую службу. Крижанич явился к Я. Лихареву с предложением своей службы царю.

В 1659 году Юрий Крижанич прибыл сначала в Малороссию, а затем, спустя полтора года — в Москву. Однако здесь он не нашел понимания и сочувствия своим взглядам. Он полагал, что Церковь Христова должна быть единой и при этом независимой от государства и политики. При этом священник критиковал политику Москвы в отношении Малороссии, называя этот фактор в ряду причин, объясняющих нерасположение малороссов по отношению к России.

Спустя всего три месяца после прибытия ученого в Москву, 20 января 1661 года, последовала ссылка Ю. Крижанича в Тобольск. Условия ссылки, тем не менее, позволяли ему продолжать заниматься научной деятельностью: Крижаничу было выделено жалованье — семь рублей с полтиной в месяц. Крижанич пробыл в ссылке 16 лет.

По мнению исследователей, именно в ссылке хорватский ученый и философ написал самые значительные свои сочинения. 

После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России. С 1676 года он жил в Польше, где вступил в орден иезуитов. 

Юрий Крижанич погиб 12 сентября 1683 под Веной в битве с турками-османами, участвуя в военном походе Яна Собеского.

«Руски език» как инструмент объединения славян

Юрий Крижанич стал автором первого в России научного труда по русскому языку — «Объяснения выводна о письме словенском». Ученый предлагал отказаться от использования ненужных букв «ер», «фита», «ижица», «пси», «кси», а также очистить русский язык от излишних грецизмов и латинизмов. Он впервые предложил для удобства заменить названия букв (аз, буки, веди и т. д.) односложными, фактически на 260 лет опередив реформу русской орфографии.

Следующим филологическим исследованием Крижанича стало «Грамматично исказание об русском езику» (1666).

Будучи искренним приверженцем идеи панславизма, хорватский ученый приходит к мысли, что что государственное, религиозное и культурное единство славян должно основываться на единстве языка. При этом он осознает, что выбрать в качестве общего языка какой-либо из уже существующих национальных языков — значит ущемить права других славянских народов.

Юрий Крижанич ставит задачу создания общеславянского языка.

Он стремился создать чисто славянский язык, без иностранных заимствований. Выбирая слова и грамматические конструкции, ученый придавал им такую форму, которая была бы близка ко всем славянским языкам. Основу лексики составляли слова, общие для всех языков этой группы. Когда же не удавалось найти общего слова, оно заимствовалось из какого-либо конкретного языка. При этом критерием для выбора служила степень распространенности данного слова. 

60 % слов были общеславянского происхождения, 10 % — русские и церковнославянские, 9 % — сербохорватские, 2,5 % — польские, затем — болгарские, украинские и др. Получился некий «среднестатистический» славянский язык. Этот язык был очень гибок и позволял легко создавать новые слова из имеющихся элементов. Так, например, возникли слова «чужебесие» (излишнее доверие к иностранцам), «гостогонство» (гонение на гостей, то есть купцов), «людодер» (так Крижанич охарактеризовал Ивана Грозного). 

Алфавит использовался латинский, хотя Крижанич допускал и употребление кириллицы. При этом центральное место в своей теории ученый отводил русскому языку. Они считал, что все славянские племена произошли от русского, расселившись на Балканах и на Западе. А так как русские сохранили политическую независимость, то их язык чище, а потому лексику именно русского языка Крижанич заложил в основу созданной им грамматики.

В «Грамматичном изказании» был дан блестящий сравнительный анализ славянских языков. Это был первый в Европе труд по сравнительному языкознанию.

«Совершенство языка — самое необходимое орудие мудрости и едва ли не главный ее признак. Чем лучше язык какого-либо народа, тем успешнее и удачнее занимается он ремеслами и разными искусствами и промыслами. Обилие слов и легкость произношения очень помогают созданию мудрых планов и более удачному осуществлению разных мирных и ратных дел», — так звучит перевод на современный русский язык одной из цитат из «Грамматична исказания об русском езику».

«Политика» Юрия Крижанича: священная монархия, экономическое и культурное развитие и укрепление православия 

На созданном им синтетическом общеславянском языке Юрий Крижанич в 1663 году начинает писать трактат «Разговоры о владетельстве» («Политика») — сочинение, который называют главным трудом в наследии хорватского ученого.

В своем трактате он детально анализирует экономическое и политическое положение России, характеризует роль торговли, ремесел и земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости. Крижанич указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами.

Наиболее подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность, ученый видит в монархии. Царя он считает наместником Бога на Земле, а власть его — священной. Обращаясь к царю, Крижанич говорит не только о правах, но и об обязанностях правителя перед народом: царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, обязан свято блюсти божественные законы. Поэтому Крижанич резко осуждает жестокость Ивана Грозного.

В области экономики Крижанич руководствуется наиболее передовыми для того времени воззрениями. Он подчеркивает, что разорительные налоги на крестьян вредят хозяйству, советует поощрять талантливых мастеровых людей. Ученый предупреждает об опасности, исходящей от бюрократии.
В «Разговорах о владетельстве» Юрий Крижанич формулирует свои религиозные взгляды, которые претерпели существенные изменения: он окончательно отвергает идею унии как средства объединения славян и призывает укреплять православие. 

Конечной целью своей «Политики» автор видел в создании некоего образцового славянского государства, которое станет примером для других народов. По мысли ученого, русский народ в будущем должен стать «самым прославленным между народами» и возглавить все славянские народы. Общим критерием разумности экономических реформ у Крижанича выступает богатство подданных. Основой богатства подданных ученый считает земледелие, ремесла, торговлю и народное хозяйство.

25 января 2016
​Католический иерарх: канонизация кардинала Алоизия Степинаца не вызывает сомнений
30 сентября 2015
​Сербская церковь выступает против канонизации Ватиканом кардинала Алоизия Степинаца
30 июля 2015
​Епископ Далматский Фотий (Сладоевич): «Сербы в Хорватии по-прежнему граждане второго сорта»
8
Чтв
2016