Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Москве может появиться музей Андрея Тарковского

​В Москве может появиться музей Андрея Тарковского

Кинорежиссер Андрей Арсеньевич Тарковский
А+
Распечатать
Фото: Rublev.com / снимок экрана

Выступая на заседании Общественного совета при Министерстве культуры РФ режиссер, актер, заместитель председателя совета Николай Бурляев предложил создать в Москве музей выдающегося российского кинорежиссера Андрея Тарковского.

Об этом сообщает «Российская газета».

«В 2022 году — 90 лет со дня рождения величайшего кинорежиссера планеты Андрея Тарковского. Наш долг — создать наконец в Москве музей гения русской культуры», — заявил Н. Бурляев.

Если инициатива получит воплощение, это будет второй в России музей, посвященный Тарковскому; первый открылся в 1996 году в Юрьевце, в доме, где с 1941 по 1943 год жили Андрей Тарковский с матерью и сестрой Мариной в эвакуации.

В прошлом году Национальный фонд поддержки правообладателей передал Государственному центральному музею кино уникальную коллекцию — 226 предметов из архива Андрея Тарковского, в том числе фотопленки, негативы и фотосрезки рабочих моментов съемок фильмов «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер», рекламные материалы к фильму «Ностальгия» и др. 

В числе переданных предметов были также личные документы Андрея Тарковского — его свидетельство о рождении, школьный табель, студенческий билет, трудовая книжка, пропуск в Дом кино, а также письма, плакаты, программы премьерных показов и несколько личных вещей, подлинных мемориальных предметов, принадлежавших семье Тарковских, в том числе шейный платок режиссера. В этом платке, завязанном под рубашку, Андрей Тарковский запечатлен на множестве известных фотографий.

Ранее, в 2012 году фонд принял участие в приобретении на торгах Sotheby's в Лондоне коллекции предметов, относящихся к личной и профессиональной жизни режиссера. Экспонаты были выкуплены у киноведа и ученицы Тарковского Ольги Сурковой и подарены музею Тарковского в Юрьевце.


Андрей Тарковский. Семь фильмов, которые потрясли мир

Выдающийся советский кинорежиссер и сценарист родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области (ныне — село Завражье Кадыйского района Костромской области). Отец, Арсений Александрович Тарковский, был поэтом и переводчиком. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду Дубасовых, окончила московский Литературный институт.

В 1939 году Андрей поступил в московскую школу № 554, где учился в одном классе с Андреем Вознесенским. В начале войны мать увезла его с сестрой к родственникам в Юрьевец. В 1943 году Тарковские вернулись в Москву. В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако оставил учебу. Год он провел в геологической экспедиции в Красноярском крае.

В 1954 году Тарковский поступил во ВГИК на режиссерское отделение в мастерскую Михаила Ромма. Его первые студенческие работы получили высокую оценку мастера, а дипломная работа, короткометражный фильм «Каток и скрипка» завоевала первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году. В 1960 году Тарковский с отличием закончил ВГИК.

Первой полнометражной постановкой режиссера стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Картина вызвала широкий резонанс в мире. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий.

В 1964 году начались съемки «Андрея Рублева». Работа продвигалась сложно, поскольку фильм подвергся проработкам и цензурным поправкам. Картина вышла в прокат в 1969 году — сначала за рубежом, во Франции, и лишь спустя два года — в Советском Союзе. Фильм был представлен вне конкурса на Каннском кинофестивале, где он получил приз ФИПРЕССИ.

Кадр из фильма «Андрей Рублев», 1966 год

Фото: kinopoisk.ruВ 1970—1972 годах режиссер работал над «Солярисом» — философско-фантастической драмой по одноименному роману Станислава Лема. Здесь Тарковский вновь раскрыл свою идею изначальной «божественной» духовности человека, которая не ограничивается пределами национальных и культурных границ. В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале и, кроме Специального приза жюри, получил также Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.

В 1974 году режиссер снял фильм «Зеркало», который исследователи называют самым автобиографичным и исповедальным в творчестве режиссера. Руководители советского кинематографа признали фильм непонятным, немассовым и в общем неудачным. Картина вышла в ограниченный прокат и обострила скрытое противостояние режиссера и власти.

В 1979 году Тарковский снял «Сталкер», еще один фильм, основанный на фантастике, — на сей раз на повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри. В советский прокат фильм вышел в количестве 196 копий.

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Тогда же в Италии начались съемки над картиной «Ностальгия». В 1983 году фильм был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил приз за режиссуру, приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри.

50-летний юбилей режиссера в 1982 году прошел в СССР незамеченным. После окончания работы над «Ностальгией» Тарковский продолжал оставаться в Италии, направив в адрес руководства Госкино СССР письмо, в котором он просил предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение 3-х лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР.

Кадр из фильма «Жертвоприношение», 1986 год

Фото: kinopoisk.ru

Его просьба осталась без официального ответа. В результате 10 июля 1984 года на пресс-конференции в Милане режиссер объявил о своем решении остаться на Западе. В СССР его фильмы оказались запрещены к прокату в кинотеатрах, его имя перестали упоминать в печати. Однако режиссер не был лишен советского гражданства.

В 1985 году режиссер закончил свою последнюю работу — фильм «Жертвоприношение». В том же году у него был диагностирован рак легких.

Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет. Похороны состоялись 5 января 1987 года после отпевания в храме св. Александра Невского и гражданской панихиды на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. 

Сначала Тарковского похоронили в чужую могилу — есаула Владимира Григорьева (1895—1973). Через год нашлись необходимые средства, и 29 декабря 1987 года прах перенесли на новое место. Лариса Тарковская заплатила за могилу на 200 лет вперед. В 1994 году по ее эскизу был выполнен надгробный памятник. На нем выбита надпись: «Человеку, который увидел ангела». В основании креста высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского.

В 1990 году Андрей Тарковский был посмертно удостоен Ленинской премии.

Творчество Андрея Тарковского представляет собой значительное и необычное явление мировой культуры. Его фильмы образуют величественный цикл о страданиях и надеждах человека, взявшего на себя бремя нравственной ответственности за весь мир. Влияние Тарковского на язык современного кинематографа настолько велико, что в 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссера “Tarkovskian” было включено в Оксфордский словарь английского языка.


10 декабря 2018
​Фильм «Прорыв» расскажет историю матери, чья молитва вернула к жизни ее сына после клинической смерти
12 ноября 2018
​В дни 100-летия окончания Первой мировой войны британские церкви превратились в кинотеатры
17 января 2017
Верховный муфтий Саудовской Аравии назвал кинотеатры «моральным разложением»
Последние новости
Новости по теме
Верховный муфтий Саудовской Аравии назвал кинотеатры «моральным разложением»

Шейх Абдель Азиз бен Абдалла аш-Шейх указал, что в кинотеатрах происходит демонстрация «пошлых, порнографических, аморальных фильмов». Он утверждает, что такие фильмы привозят из-за рубежа для того, чтобы «изменить культуру» страны.

17 января 2017
4676
20
Суб
2019