Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / ​В Минске открылся Церковно-исторический музей

​В Минске открылся Церковно-исторический музей

В Минске открылся Церковно-исторический музей
А+
Распечатать
Фото: Синодальный отдел по монастырям и монашеству

Церемония открытия состоялась 25 октября. Как сообщает официальный сайт Белорусской православной церкви, Церковно-исторический музей разместился в стенах Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского, новое здание которой расположено рядом со Свято-Духовым кафедральным собором.

Как рассказала в интервью сайту БПЦ хранитель фондов вновь созданного музея Мария Нецветаева, идея принадлежит митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, ныне почетному патриаршему экзарху.

«Владыка долгое время вынашивал этот замысел и собирал экспонаты, — пояснила она. — Решение о создании музея было принято еще в 2012 году на заседании Синода Белорусской православной церкви. С тех пор началась большая работа по формированию экспозиции, в которую вошли экспонаты, переданные митрополитом Филаретом. Это иконы, облачения, предметы старины, которые он получил в дар за годы служения».


Экспозиция церковно-исторического музея при Минской духовной академии. Основные разделы

По словам М. Нецветаевой, экскурсия начинается с краткого обзора истории христианства, построенного на основе иконографии двунадесятых праздников. Затем посетителям предлагается рассказ об истории православия в Белоруссии — о храмоздательстве на Западе Руси и жемчужине древнерусской храмовой архитектуры — соборе Святой Софии Премудрости Божией в Полоцке, о преподобной Евфросинии, княгини Полоцкой, по распоряжению которой в середине XII века был построен знаменитый Спасо-Преображенский собор.

Особое внимание уделяется храмовой росписи — фрескам, сохранившимся в древних белорусских церквях.

Как рассказала в интервью М. Нецветаева, в экспозиции Церковно-исторического музея представлены копии этих фресок. «На их примере мы показываем, что, используя лишь четыре цвета, можно создать прекрасную икону. И суть иконы не в том, что в ней нет объема, а в том, что ангел, например, показан таким, каким он находится в сиянии божественной славы», — цитирует ее издание.

Значительную часть экспозиции составляют иконы. Говоря об иконографии Божией Матери, экскурсоводы, по словам хранительницы фондов музея, акцентируют внимание посетителей на том, что впервые попытка систематизировать многочисленные изводы богородичных икон была предпринята в начале XVIII века: в 1713-1714 годах Григорий Тепчегорский и Симеон Маховиков в книге «Солнце Пресветлое» собрали все известные на тот момент изображения Пресвятой Богородицы, сопроводив их историческими описаниями.

«В этой книге впервые собраны все иконы Божией Матери независимо от происхождения-восточные они или западные. Благодаря их труду в XVIII веке появляется память отдельных событий, связанных с иконами Божией Матери», — отметила М. Нецветаева.

В Минске открылся Церковно-исторический музей

В музее в специальных стендах также представлены экспонаты, характеризующие особенности исторического пути православия на белорусских землях. Так, например, отдельный рассказ посвящен храму архистратига Михаила в Сынковичах — одному из наиболее ранних готических православных храмов Белоруссии. По словам искусствоведа, по кладке, по использованию материалов сынковичская церковь очень напоминает постройки в близлежащем Гданьске, в Мариенбурге, Вильнюсе, Супрасле.

Необычная архитектура церкви объясняется тем, что в случае военных набегов храм служил крепостью. «Скорее всего, это была единственная каменная постройка в округе, и во время военных действий женщины, дети и старики собирались на первом этаже, а мужчины со второго этажа могли вести оборону, используя машикули (бойницы, ряд оборонных элементов на фасаде храма. — Rublev.com) и полноценные бойницы», — отметила М. Нецветаева.

В экспозиции, посвященной XX веку, представлены документы, рассказывающие о судьбе иерархов и духовенства на территориях Белоруссии, разделенной в 1921 году на две части — польскую и советскую, о новомучениках и исповедниках православия.

«Конечно, [мы] затрагиваем период немецкой оккупации, — пояснила Марина Нецветаева. — И как бы ни прискорбно это не звучало, но благодаря тому, что в поисках поддержки населения немцы открывали закрытые храмы, Церковь выжила. К концу войны в Церкви было только 3 пожилых епископа. И Сталин понимал, что надо лишь дождаться, когда они умрут своей смертью. А после победы оказалось, что епископов уже больше 30 и несколько сотен священников. Планы Сталина не оправдались». 

Один из залов музея посвящен инициатору его создания — митрополиту Филарету (Вахромееву).

Пока музей открыт по субботам и воскресеньям с 12:00 до 16:00. Вход свободный. Адрес музея: улица Зыбицкая, 27. Вход через храм святителя Кирилла Туровского при Минской духовной академии.

С 29 октября при Музее начинает работу арт-лекторий «Порфира». Каждый четверг с 19:00 до 20:00 всем желающим будет предоставлена возможность изучать мир христианского искусства. В рамках каждого из вечеров с 20:00 до 21:00 будет предложено коллективное обсуждение экспозиции.

Темы встреч, запланированных на октябрь—ноябрь 2015 года, — «Храм Соломона и Церковь Христова» (29 октября), «Раннехристианское искусство и античные формулы» (5 ноября) и «Семь Церквей Апокалипсиса» (12 ноября).

В Минске открылся Церковно-исторический музей

Церковно-исторический музей в Минске. История создания

Церковно-исторический музей Белорусской православной церкви был учрежден Решением Синода БПЦ от 28 марта 2013 года.

Тогда члены белорусского синода отметили, что наличие центра (музея) по изучению церковно-археологических древностей при высшем богословском учебном учреждении позволит студентам академии получать практические навыки работы с архивно-музейными фондами, вести исследовательскую деятельность, работу по сбору и сохранению раритетов, развивать архивную и научную базу; такая работа будет привлекать к академии сторонних исследователей, позволит расширить научные и культурные связи с другими учебными заведениями.

Заведующим музеем назначен преподаватель Минской духовной академии священник Владислав Богомольников. Авторами концепции развернутой в стенах музея экспозиции стали Марина Нецветаева, а также Екатерина Трусевич, Анжела Гавро, Алина Таненкова и София Зуева — студенты кафедры истории и теории христианского искусства факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета.

3
Суб
2016