Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Магадане открылся церковно-исторический музей

​В Магадане открылся церковно-исторический музей

​В Магадане открылся церковно-исторический музей
А+
Распечатать
Фото: Магаданская и Синегорская епархия

В Свято-Троицком кафедральном соборе областного центра открылся колымский церковно-исторический музей, сообщает сайт правительства Магаданской области.

Открытие музея приурочено к 25-летию Магаданской и Синегорской епархии Русской православной церкви, которое отмечается в эти дни. Первая экспозиция — фотовыставка, посвященная епархии. Она рассказывает о ее истории за прошедшие 25 лет.

Открывая музей, губернатор Магаданской области Владимир Печеный подчеркнул, что открытие подобного музея — это страница, которая навсегда останется в истории Колымы. Он выразил уверенность, что колымчане и гости города с большим интересом будут посещать музей, и сообщил, что он «пополнится уникальными экспонатами и будет вносить свою лепту в сохранение истории и культуры региона».


Торжественное открытие Церковно-исторического музея в Свято-Троицком кафедральном соборе в г. Магадан

Фото: Магаданская и Синегорская епархияПо словам архиепископа Магаданского и Синегорского Иоанна, цель создания музея — «в приобщении жителей края к церковной культуре, как неотъемлемой части истории и культуры региона». Вместе с областным музеем здесь будет развернута широкая экспозиция по истории освоения Колымы, в том числе и об истории времен Дальстроя, которую, по мнению архиерея, «важно помнить, чтобы никогда нашу землю не сотрясали подобные метаморфозы».

Директор Магаданского областного краеведческого музея Александр Орехов поздравил епархию и горожан с открытием нового музея, рассказал о совместных планах по созданию музейных экспозиций. 

Как сообщается, в дальнейшем в новом музее будут выставлены иконы, церковная утварь, облачения священнослужителей, причем экспонаты не только современности, но и XVIII века. В планах организаторов — создание нескольких тематических выставок и постоянных экспозиций, а также открытие еще одного помещения музея.


Церковные древлехранилища

Начало деятельности по охране исторических памятников в России связывают с петровскими реформами XVIII века, но система государственных органов охраны памятников сформировалась только к середине XIX в. По инициативе русского археолога Алексея Уварова в 1864 г. было основано Императорское Московское археологическое общество, способствовавшее появлению сначала светских, а затем и церковных историко-археологических обществ и комиссий по всей территории России.

Собрания образцов церковного искусства и церковных исторических артефактов получили название древлехранилищ.

Церковные древлехранилища устраивались с целью сохранения и изучения вещественных памятников церковной старины рубежа XIX—XX вв., имеющихся в храмах России.

В европейской части страны такие музеи создавались при церковно-археологических обществах. Работа многих древлехранилищ осуществлялась в рамках церковной политики епархий и была направлена на документирование, сохранение и научное изучение истории православия в регионах. Несмотря на бытовые трудности (недостаточное материальное обеспечение, непригодные для нужд музея помещения) древлехранилища являлись своеобразными научно-исследовательскими центрами, выполнявшими функции историко-археологического общества.

Российские академики в древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины Русского музея, весна 1914 года

После 1917 года подавляющее большинство древлехранилищ было закрыто. Их фонды, научные изыскания и работы частично сохранились в областных музеях и архивах.

После Октябрьской революции библиотеки духовных корпораций прекратили свое существование как целостные книжные комплексы: зачастую рукописи одной коллекции оказывались разобщены по многим ведомственным хранилищам, иногда даже в разных городах, часть книг, «не имевших историко-художественного значения», была уничтожена в 1920—1930-е гг. по решению так называемых ликвидационных комитетов; часть — разошлась среди библиофилов. Такова судьба большинства церковных хранилищ.

В 2000-е годы в Русской церкви возникла идея восстановить систему епархиальных древлехранилищ. На заседании Священного синода 25 декабря 2014 года было принято «Положение о должности епархиального древлехранителя», которое на сегодня является главным церковно-нормативным документом в этой области.

Этим Положением в Русской церкви была введена новая должность — епархиального древлехранителя, «осуществляющего контроль за сохранением памятников истории и культуры — объектов недвижимого имущества со связанными с ними произведениями иконописи, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, иными предметами церковного наследия, находящихся в собственности (пользовании) епархии и ее канонических подразделений».

«В компетенцию епархиального древлехранителя, — говорится в документе, — входит: своевременное информирование епархиального архиерея и Патриаршего совета по культуре о значимых проблемах в епархии, связанных с сохранением недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям; наблюдение за сохранностью, своевременным ремонтом, реставрацией переданных религиозным организациям Русской православной церкви в лице данной епархии недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям; пресечение действий, направленных на повреждение или уничтожение недвижимых объектов культурного наследия религиозного назначения, а также движимого имущества религиозного назначения, относящегося к культурным ценностям (по согласованию с епархиальным архиереем); профессиональное взаимодействие с музейным сообществом и организациями культуры».

При этом в Положении был определен круг епархий, в которых данная должность вводилась в обязательном порядке; список включал 34 епархии.

Открытый в Магадане музей — не первый в своем роде. Так, на протяжении почти двухсот лет при Московской духовной академии действует Церковно-археологический кабинет — уникальное собрание церковных древностей, памятников церковного искусства и исторических артефактов. В октябре 2015 года Церковно-исторический музей открылся при Минской духовной академии, а 5 ноября 2015 года в Москве торжественно открылся Патриарший музей церковного искусства, разместившийся в выставочном пространстве храма Христа Спасителя.

В Минске открылся Церковно-исторический музей
​В Минске открылся Церковно-исторический музей

Инициатором создания музея является почетный патриарший экзарх митрополит Филарет (Вахромеев).

Подробнее


Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии

Первый церковно-исторический музей был открыт при Московской духовной академии. Его возникновение профессор церковной археологии и литургики А.П. Голубцов относит к 1814 г., когда в собственность Академии поступили два портрета императриц Елизаветы и Екатерины II. К середине XIX в. Академия имела неплохую нумизматическую коллекцию. Новую жизнь в дело собирания церковных древностей вдохнул выдающийся историк и археограф, ректор Академии протоиерей Александр Горский, который поддержал идею создания академического музея, впервые высказанную известным церковным историком Е.Е. Голубинским.

В 1871 г., по распоряжению ректора одно из помещений библиотеки Академии было приспособлено для экспонирования небольшой коллекции монет, древних икон, картин, а также книг, поступивших из собрания библиотеки Святейшего Синода. В сентябре 1880 г. Святейший Синод учредил при Московской академии Церковно-археологический музей. 

После октябрьского переворота 1917 г. Церковно-археологический музей Московской духовной академии прекратил свое существование. На основании декрета от 5 декабря 1918 г. коллекция церковных древностей была реквизирована и в феврале 1919 г. поступила в ведение Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата по просвещению. Позднее она вошла в состав организованного в апреле 1920 г. Сергиево-Посадского историко-художественного музея, но документальных сведений об этом не сохранилось.

Воссоздание академического музея связано с возобновлением деятельности Московской духовной академии и семинарии и возвращением их в 1948 г. в Троице-Сергиеву лавру. В первом полугодии 1948 г. работу по созданию музея возглавил студент IV курса Константин Нечаев (позднее митрополит Питирим).


Один из залов Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии

Фото: Церковно-археологический кабинет МДА

Над пополнением собрания ЦАКа и экспонирования его коллекции в течение 20 лет трудился его заведующий, профессор МДА протоиерей Алексий Остапов. При нем была сформирована основная часть фондов музея, куда вошли предметы из личного собрания Патриарха Алексия I (Симанского), а также пожертвования известных иерархов, священнослужителей и мирян Русской православной церкви.

С 1957 г. музей стал открытым для широкой аудитории. Ежегодно его посещают до 30 тысяч человек.

В настоящее время экспозиция Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии занимает 12 залов бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тысяч единиц хранения. В церковном музее представлены византийские и русские иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и старопечатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью православных подвижников благочестия, иерархов и церковных деятелей.

Сотрудники ЦАКа вносят свой вклад в процесс воссоздания Церковно-археологических музеев при духовных учебных заведениях и епархиях. Так, в открывшийся при Санкт-Петербургской духовной академии Церковно-археологический музей было передано 24 предмета, оказывается методическая помощь Церковно-историческому музею Новосибирска и других городов.


1 августа 2016
​На месте разрушенного Чудова монастыря может возникнуть музей
24 марта 2015
В Якутии открыли музей истории православия региона
Последние новости
Новости по теме
22
Птн
2021