Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Курган-Тюбе православные и мусульмане совместно строят дом семье, потерявшей жилье

​В Курган-Тюбе православные и мусульмане совместно строят дом семье, потерявшей жилье

Члены малоимущей православной семьи и епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим
А+
Распечатать
Фото: Душанбинская и Таджикистанская епархия

В середине марта в окрестностях г. Курган-Тюбе (Таджикистан) в результате стихийного бедствия обрушилась часть дома, в котором жила малоимущая православная семья — женщина-вдова с несколькими детьми.

Душанбинская епархия обратилась с призывом помочь нуждающимся и объявила сбор пожертвований для помощи пострадавшей семье. К концу февраля собралась сумма, которой было достаточно для того, чтобы незамедлительно начать строить новый дом.

24 февраля представители епархии привезли на участок первые стройматериалы.

На призыв епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима откликнулись не только православные, но и местные жители — мусульмане. Строители приняли решение не брать плату за свою работу, руководствуясь традицией «хашара» — распространенным на Востоке народным обычаем. Хашар представляет собой добровольную общественную взаимопомощь людей в строительстве частных и общественных зданий, каналов, разбивке садов и т. д.

Строители залили фундамент и менее чем за месяц вывели стены нового дома под крышу.

В своем недавнем обращении, опубликованном на сайте епархии, епископ Питирим поблагодарил всех принимающих участие в судьбе пострадавшей семьи.

«Дорогие друзья, наш православно-мусльманский хашар принес первый плод! Русской вдове с тремя детьми из таджикского кишлака, у которой рухнул дом, соседи-мусульмане построили фундамент и вывели стены нового дома на деньги, которые вы пожертвовали — всего около ста тысяч рублей», — рассказал он.


Строители фундамента нового дома для малоимущей православной семьи

Фото: Душанбинская и Таджикистанская епархияИерарх также добавил, что для того чтобы покрыть дом кровлей, необходимо собрать еще некоторую сумму. Он отметил, что таджикские строители обещают закончить все работы в течение двух недель, если им будут предоставлены необходимые материалы.

«Напомню, ребята-строители работают бесплатно по принципу хашара — всем миром. У нас на Руси в деревнях в былые времена тоже всем миром строили дом тем, у кого он сгорел или рухнул. В Таджикистане эти прекрасные традиции до сих пор живы. И самое удивительное, что местные жители не делят соседей на своих и чужих», — подчеркнул епископ.

Архиерей рассказал, что в том же кишлаке в похожих условиях живут еще две русские семьи — в полуразвалившихся домах, один из которых стоит на заболоченном участке. Епископ Питирим выразил надежду, что и в этом случае просьба о помощи не останется без ответа.

«Я им нашел благодетеля для начала работ — заливки фундамента, но затем снова буду обращаться за помощью к вам. Так вот, с миру по нитке и наберем — и великое дело сделаем!» — обратился он к местным жителям.

В начале мая епархиальный сайт сообщил, что строительство дома в целом закончено. «К сожалению, на новые окна денег не хватило. Это не роскошное жилье, но семья теперь имеет крышу над головой. Благодарим всех тех, кто внес свой вклад в это доброе дело», — говорится в сообщении.


Хашар в традициях народов Центральной Азии

Хашар — это один из самых распространенных на Востоке народных обрядов. В средневековом Иране это понятие обозначало трудовую повинность для постройки больших зданий, оросительных каналов, оборонных работ и пр.

Затем этот термин стал означать взаимопомощь путем предоставления рабочего скота и рабочей силы, день добровольного безвозмездного труда, помощь одному из членов общины в постройке или ремонте.

Жители городов и кишлаков часто заканчивали различные работы в селах, личных домах и общественных учреждениях путем хашара. 

У нас на Руси в деревнях в былые времена тоже всем миром строили дом тем, у кого он сгорел или рухнул. В Таджикистане эти прекрасные традиции до сих пор живы.

Из обращения епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима

Зачастую сады и приусадебные участки единоличных хозяйств были большими и требовали от их владельцев больших усилий. Именно в такие моменты на помощь приходили дети, друзья, родственники. Когда строился дом, то, кроме мастеров-строителей, на хашар приходили простые люди. Хашар мог быть не только помощью большинства людей одному человеку, но и, наоборот, одного человека общине. Например, бывало, что каждый день один человек пас скот всего села. Этот обычай сохранился до нашего времени, и сейчас его соблюдают во многих кишлаках в странах Центральной Азии. 

Хашар использовался также при очистке улиц, посадке саженцев, рытья арыков и каналов, благоустройстве кладбищ, поливе виноградников, сборе урожая, строительстве дорог, мостов, больниц, а также при приведении в порядок общественных учреждений — мечетей, школ. Женщины могли собраться на хашар, чтобы помочь какой-то семье соткать ковер или сшить свадебное платье для невесты.

Путем хашара мусульмане оказывают помощь бедным семьям. Такие работы, как строительство домов одиноким, сиротам, проведение обряда очищения, празднование свадеб обычно осуществлялись именно в такой форме.

Главный принцип хашара заключается в безвозмездном оказании помощи.

В недавнем прошлом многие общественные здания, мосты, дороги и даже маленькие города были построены путем хашара. Строительство различных сооружений: Большого Ферганского, Северного и Южного Ферганских, Ташкентского, Зарафшанского каналов, Каттакурганского водохранилища и других больших водохранилищ было реализовано путем всенародного хашара.

В 1966 году, после землетрясения в Ташкенте в Узбекистане проводился всенародный хашар. В этой стране хашар сегодня означает то же, что субботник — безвозмездную уборку территории силами граждан. Он проводится минимум два раза в год — перед Наврузом (21 марта) и Днем независимости (31 августа). Методом хашара также строятся чайханы, восстанавливаются мечети. 

В Таджикистане методом хашара строят различные общественные здания, в частности, школы.

В культурах славянских народов Древней Руси, а позднее Украины, Белоруссии, Эстонии, Литвы и Латвии аналогом этого обычая считается «толόка». Толоку организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д. Иногда толоку использовали для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог и т. п.).


21 апреля 2017
Мусульмане Иордании охраняли христиан во время празднования Пасхи
16 декабря 2016
Бизнесмен-мусульманин соорудил гигантскую рождественскую ель для христиан Багдада
30 апреля 2015
Мусульмане Египта жертвуют деньги на христианскую церковь
Последние новости
​​Синод Болгарской церкви не дал разрешения на вывоз во Францию христианских святынь для выставки в Лувре

Церковные книги, рукописи, иконы и другие артефакты, общим числом около 60-ти, должны были составить экспозицию выставки «Искусство и культура Болгарии XVI—XVIII веков».

24 февраля 2020
244
​Десять гобеленов «Деяния Апостолов», созданных по эскизам Рафаэля, выставили в Сикстинской капелле впервые за 500 лет

Экспозиция уникальная: увидеть все десять гобеленов одновременно обычно невозможно, их выставляют по очереди в Ватиканской пинакотеке. Выставка продлится всего неделю, с 17 по 23 февраля.

21 февраля 2020
511
Новости по теме
26
Срд
2020