Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Китае запущена база данных «аутентичности монахов»

​В Китае запущена база данных «аутентичности монахов»

В Китае запущена база данных «аутентичности монахов»
А+
Распечатать
Фото: Rat007 / Shutterstock.com

В понедельник 18 января китайские власти разместили на официальном сайте Государственного управления по делам религий первую часть списка, в который вошли данные о «живых буддах» — наиболее известных тибетских монахах, составляющих своего рода монашескую аристократию, сообщает “The Asian Age” со ссылкой на китайское государственное информационное агентство «Синьхуа».

Онлайн система проверки «подлинности» личностей буддистских монахов была запущена в связи с тем, что, по заявлениям официальных представителей китайских властей, в последнее время участились случаи спекуляций и мошенничества вокруг «живых будд».

В открытой накануне базе данных содержится информация о 870-ти «живых буддах».

Информация об этих представителях буддистского духовенства впервые стала доступна в сети Интернет. Заявляется, что система, которая может использоваться как на компьютерах, так и мобильных телефонах, и планшетах, содержит подробные и точные сведения о жизни того или иного «живого будды», включая фамилию, имя, дату рождения и другие биографические данные, фотографии, деноминацию, к которой принадлежит монах, название монастыря, в котором он живет, удостоверение (именной сертификат установленного Всекитайской буддистской ассоциацией и утвержденный властями образца, который подается для регистрации в Государственное управление по делам религий. — Rublev.com) и другие данные.

Справочная система позволит пользователям интернета распознать подлинных «живых будд», считают ее создатели.

Как заявили на церемонии открытия базы данных представители Китайского буддийского общества, в последние годы ряд лиц под видом живых Будд в Тибете и во внутренних районах страны занимаются аферами, что подрывает интересы верующих, нарушает репутацию тибетского буддизма и «живых будд». 

Создание этого проекта стало продолжением последовательной политики властей Китая, направленной на установление полного государственного контроля за деятельностью религиозных организаций в целом по стране и в Тибете — в частности. В сентябре прошлого года Пекин заявил, что лишь центральные власти Китая «обладают неоспоримым правом утверждения системы реинкарнации» «живых будд».


«Живые будды» и их преемство

В монастырях Тибета, помимо обычных выборных должностных лиц, управляющих обителями и являющихся преимущественно административными чиновниками, существует своя монашеская аристократия, которую сами тибетцы называют «лама-тулку». «Живые будды» — название, распространенное по большей части в иностранных СМИ.

Несмотря на то, что реинкарнация божеств и могущественных личностей прошлого издревле являлась неотъемлемой чертой буддистской религиозной традиции, аристократическое сословие тулку в нынешней своей форме получило развитие с XIII века (по другим данным — с середины XVII века).

По одной из версий, в 1650 году некий монгольский князь провозгласил Лобзанга Гиатсо, пятого Великого ламу секты гелугпа, «владыкой Тибета». Новый монарх получил признание китайского императора. Однако оказываемые ему почести не удовлетворяли Лобзанга Гиатсо, и он объявил себя эманацией Ченрезигса, одного из могущественных представителей пантеона махаяны. В то же время он назначил своего учителя великим ламой монастыря Трашилхумпо, объявив его реинкарнацией Евпамеда, мистического Будды, духовного наставника Ченрезигса. 

Этому примеру вскоре последовали настоятели других тибетских монастырей, считавшие делом чести иметь среди наставников и руководителей своей общины какую-нибудь перевоплотившуюся знаменитость. Количество тулку быстро выросло.

Согласно народным верованиям, тулку — это перевоплощение какого-нибудь святого или умершего ученого; эта категория самая многочисленная. Есть менее распространенные виды тулку — перевоплощения существ нечеловеческой природы: божеств, демонов и т.д.

Характерной особенностью традиции тулку является тот факт, что ими могут становиться не только мужчины. Существует довольно большое количество буддистских монахинь, которых провозгласили тулку святых или богинь. Если они не ведут отшельнической жизни, их выбирают настоятельницами монастырей — причем не женских, а мужских. Этот сан, однако, является почти целиком номинальным; реальное управление монастырями осуществляют выбранные монахами лица.


Контроль за реинкарнацией «живых будд» как политический вопрос

В течение последних лет власти Китая планомерно реализовывали свою программу установления полного контроля над деятельностью буддистских общин Тибета. Официальные представители правительства выступали с заявлениями, в которых обвиняли «живых будд» в поддержке сепаратистской деятельности и других преступлениях.

Кроме того, после смерти в 1990 году Панчен-ламы X, второго после Далай-ламы по значимости человека в буддистской иерархии, власти Китая активно вмешались в процедуру выбора нового Панчен-ламы и выдвинули собственную кандидатуру. В 1995 году объявленный буддистскими лидерами очередной реинкарнацией Панчен-ламы 6-летний Гедун Чокьи Ньима и его родители исчезли.

Китайская полиция и дворец Потала — бывшая главная резиденция Далай-ламы
​Китайские власти: перевоплощение никогда не было частным вопросом Далай-ламы

Центральное правительство Китая не планирует терять контроль над выбором следующего духовного лидера буддистов.

Подробнее

28 мая 1996 года в ответ на продолжительное расследование Комитета по правам ребенка при ООН китайские власти наконец признали, что мальчик и его родители находятся у них. Официальный представитель Китая при ООН в Женеве Ву Цзянминь заявил, что мальчик, по просьбе родителей, был принят под защиту правительства КНР.

Власти Китая продолжают насаждать в Тибете почитание предложенной ими кандидатуры Панчен-ламы — Гьялцена Норбу. 

18 июля 2007 года в стране была принята директива №5 Государственного управления по делам религий КНР «Меры по управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме». 

«Когда реинкарнируемый живой будда наследует предшественнику, представитель выдающей разрешение организации зачитывает текст разрешения, а соответствующая буддийская ассоциация выдает сертификат живого будды. Единообразный образец удостоверения живого будды утверждается Всекитайской буддийской ассоциацией и подается для записи в Государственное управление по делам религий», — гласит статья 10 этого постановления. 

11-я статья документа устанавливает санкции за нарушение данной директивы: если кто-то самовольно станет производить реинкарнацию «живых будд», Управление по делам религий «должно налагать на частных лиц и организации административные наказания; при составе уголовного преступления должно вестись законное преследование для привлечения к уголовной ответственности».

С 2010 года Китайское буддийское общество начало выдавать удостоверения прошедшим соответствующий религиозный ритуал, исторически признанным и утвержденным правительством «живым буддам».

Когда реинкарнируемый живой будда наследует предшественнику, представитель выдающей разрешение организации зачитывает текст разрешения, а соответствующая буддийская ассоциация выдает сертификат живого будды. Единообразный образец удостоверения живого будды утверждается Всекитайской буддийской ассоциацией и подается для записи в Государственное управление по делам религий.

«Меры по управлению реинкарнациями живых будд в тибетском буддизме», 18 июля 2007 года

Запуск онлайн-базы данных, содержащей сведения о «живых буддах», стал еще одним шагом на пути усиления государственного контроля над Тибетом. Как было заявлено, власти Китая намерены продолжить проверки других «живых будд» и развивать проект вплоть до создания полной базы данных о «живых буддах».

При появлении очередного тулку — нового воплощения «живого будды» — информация о нем будет незамедлительно проверяться и размещаться на страницах онлайн-ресурса, говорится на сайте Государственного управления КНР по делам религий.

Критики китайского правительства отмечают, что в авторизованную базу данных, скорее всего, смогут попасть только лояльные по отношению к официальному Пекину представители тибетского монашества.

Вышеупомянутая информационно-справочная система параллельно действует на сайтах Китайского буддийского общества, Государственного управления КНР по делам религий и на сайте «Китайский Тибет».

17 ноября 2015
​Тибетских монахов обучат основам контрразведывательной деятельности
5 октября 2015
​Samsung организует реалити-шоу в тибетском монастыре
24 июля 2015
​В Китае ширится антирелигиозная кампания
5
Пнд
2016