Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Китае за последнее десятилетие построены тысячи музеев, которые теперь пустуют

​В Китае за последнее десятилетие построены тысячи музеев, которые теперь пустуют

Внутри Столичного музея в Пекине
А+
Распечатать
Фото: Bridget Coila (CC by-sa 2.0)

В начале 2000-х годов руководство КНР взяло курс на полное обновление «культурной инфраструктуры» страны. Заявленная политика государства в культурной сфере повлекла за собой беспрецедентный бум музейного строительства, не знающий аналогов в истории.

За последнее десятилетие по всей стране были построены тысячи музеев, однако вскоре выяснилось, что для них в стране не хватает экспонатов — равно как и людей, желающих эти экспонаты увидеть. В результате сегодня сотни музейных зданий в Китае стоят полупустыми или просто закрыты.

Об этом пишет Forbes.

Музеи как показатель эффективного руководства местных чиновников

Пик музейного строительства пришелся на 2012 год. Тогда в Китае был открыт 451 музей, а в Шанхае, например, в один и тот же день открылись сразу два новых художественных музея, причем они расположились друг на против друга на берегах реки Хуанпу.

История музейного дела в Китае насчитывает всего полтора столетия: первый музей здесь открылся во второй половине XIX века. Последующая история страны мало способствовала развитию музейной отрасли. Однако ситуация изменилась в 1980-х годах.

По мере стабилизации Китая и его экономического подъема в конце 1980-х страна взялась за реализацию национальной программы обновления инфраструктуры, которая повлекла за собой массовое восстановление практически каждого города, создание сотен новых городов и районов и создание множества особых экономических зон. При этом строительный бум в Китае не ограничивался промышленным и жилым секторами, и одним из главных направлений стало возведение новых музеев, оперных театров и библиотек.

Почти каждый новый городской район возводился по типовому проекту, который предусматривал наличие в его центре ряда зданий культурного назначения.

Туристы на фоне Запретного города, Пекин
​Часть Запретного города в Пекине впервые откроется для туристов в 2020 году

С этого момента откроется публичный доступ в помещения, которые служили частной резиденцией для императора Канси, четвертого правителя династии Цин.

Подробнее

Вскоре возникла жесткая конкуренция между муниципалитетами, когда каждый мэр захотел построить более монументальные, привлекающие внимание музеи, созданные более известными архитекторами, чем в других городах. Это стремление выделиться в деле реализации культурной политики правительства — подчас необходимое условие для продвижения по карьерной лестнице. В этих условиях многие вновь построенные объекты стали в большей степени символами амбициозности местных чиновников, нежели действительными культурными центрами.

«Все хотят быть в центре внимания. Эти города и эти районы борются за внимание, борются за инвестиции», — отметил в беседе с корреспондентом издания Даан Роггевин (Daan Roggeveen), партнер-основатель фирмы MORE Architecture, которая спроектировала много инновационных зданий по всему Китаю.

При этом эксперты признают, что музеи и другие культурные объекты являются важной частью создания идентичности и брендинга новых городов и районов Китая — мест, у которых фактически отсутствует история. Уникальные проекты музейных зданий разбавляют их архитектурную монотонность, придают каждому такому городу некие неповторимые черты.

Шанхайский музей

Фото: David Veksler (CC by 2.0)По мнению Д. Роггевина, строительство в сегодняшнем Китае ориентировано прежде всего на создание массового жилья и оценивается по единственному параметру: количество квадратных метров построенной жилой площади. «Музей выделяется [на этом фоне] тем, что это одна из немногих возможностей создать в городе “икону” — дать городу ощущение места, причастности к культуре или причастности к истории», — отметил он.

В результате сегодня Китай может похвалиться целой коллекцией уникальных работ ведущих современных архитекторов, привлекших к себе внимание всего мира. Например, здание Международного центра культура и искусства в Чанша спроектировала выдающаяся архитектор и дизайнер Заха Хадид (1950—2016). Ей также было поручено разработать проект оперного театра в Гуанчжоу — здания площадью 70 тысяч кв. метров.

Если музеи на Западе, как правило, сталкиваются с проблемой показа своих огромных коллекций, причем большая их часть выставляется крайне редко, а порой и никогда не покидает запасники и фонды, в китайских музеях часто возникает противоположная ситуация: в стране построено большое количество претенциозных, красивых зданий, выставочные залы которых нечем заполнить. Хотя официальные данные о количестве пустующих музеев в Китае не публикуются, независимые исследователи оценивают его в промежутке от нескольких сотен до нескольких тысяч.

В таких условиях, чтобы иметь возможность содержать здания, их руководство идет на компромисс, сдавая помещения в аренду для различных мероприятий, далеких от культурной сферы, например, под автомобильные шоу.


Культурное строительство как повинность

На ситуацию также повлияли особенности реализации стратегии развития культурного строительства в Китае: местное правительство предоставляет застройщику участок земли для коммерческого строительства на случай, если на прилегающем участке застройщик обязуется возвести какой-либо культурный объект — музей, оперный театр, библиотеку и т. п.

Поэтому создание культурной инфраструктуры стало для китайских девелоперских компаний своего рода обременением, необходимым для ведения бизнеса. Соответственно, по завершении строительства музея или библиотеки эти компании теряют всякий интерес к вопросам функционирования новых культурных объектов.

Музей современного искусства в Шэньчжэне

Фото: Dietertimmerman (CC by 2.0)Однако есть и другие причины отсутствия экспонатов во многих новых музеях Китая. В периоды социальных потрясений одними из первых вещей, которые уничтожают, продают или вывозят контрабандой, становятся произведения искусства. На протяжении всего XX века Китай переживал тяжелые времена: иностранная оккупация, гражданская война, приход к власти коммунистов во главе с Мао, Культурная революция привели к тому, что огромное количество артефактов было уничтожено или вывезено за границу.

По оценкам экспертов, в настоящее время в Китае насчитывается около 5100 музеев и связанных с ними учреждений. Для сравнения: в Соединенных Штатах насчитывается более 30 тысяч культурных объектов.


23 апреля 2019
​Мировым лидером по числу пятизвездочных отелей признан Китай
4 октября 2018
В Китае после ремонта открыли знаменитый «Висящий храм»
19 февраля 2018
​После протеста китайских властей Mercedez-Benz извинился за цитирование Далай-ламы в своей рекламе
Последние новости
Новости по теме
13
Птн
2019