Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В кафедральном соборе Ижевска появился образ всех святых годичного круга богослужения

​В кафедральном соборе Ижевска появился образ всех святых годичного круга богослужения

Освящение иконы Всех святых в кафедральном Михайловском соборе Ижевска
А+
Распечатать
Фото: Ижевская и Удмуртская епархия

26 ноября в кафедральном Михайловском соборе Ижевска митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин совершил чин освящения новой иконы Всех святых, созданной по заказу епархии мастерами Палеха. Об этом сообщает сайт Ижевской епархии.

Особенность образа заключается в том, что на нем изображены большинство святых, память которых отмечается в течение года. В православной традиции такие иконы называются годовыми минеями.

Митрополит Викторин рассказал прихожанам, что с созданием этого образа воплотилось его давнее желание.

«Почти десять лет, с момента открытия Михайловского собора я мечтал, чтобы в этом храме была особенная икона, посвященная всем святым. Мы делали несколько попыток, заказывали эту икону у разных мастеров. И вот, наконец, она появилась в нашем храме. Такой иконы, в таком мастерском исполнении больше нигде в Удмуртии нет», — отметил иерарх.


Годовые и месячные иконы-минеи

Минеями (от греч. μηνιαίος — «месячный, одномесячный, длящийся месяц») в православной традиции называются, во-первых, богослужебные книги, содержащие службы святых на каждый день года и торжественные службы на Господские и Богородичные праздники, а также общие службы различным чинам святых; во-вторых — книги с житиями святых на каждый день года («Минеи-четьи»); наконец, в иконографии минеями принято называть иконы, содержащие изображения святых, почитаемых в определенный месяц или в течение всего года.

По этому признаку минейные иконы Всех святых делятся на месячные и годовые.

Минеи или минейные иконы представляют собой изображения праздников и святых, размещенные на одной иконе в соответствии с порядком церковного календаря. Маленькие фигуры святых и композиции праздников расположены рядами, обозначенными горизонтальными разделительными линиями. 

Чаще всего на одной иконной доске изображали праздники и святых, приуроченные к одному месяцу, но встречаются более полные циклы, в частности, годовые минеи, включающие двенадцать месяцев — полный годичный круг. 

Возникновение византийской иконы-минология связано с развитием агиографии (житийной литературы). Сначала появились «лицевые минеи» — иллюстрированные сборники житий святых, сгруппированных по месяцам согласно календарным дням памяти. Древнейший из них — Минологий константинопольской церкви, выполненный в придворном скриптории около 986 года для императора Василия II (хранится в Риме, в Ватиканской библиотеке). 

Миниатюры, написанные восемью мастерами, расположены на каждой стороне листа. 

Другой составной частью икон-минологиев являлись изображения христологических и праздничных циклов, которые обычно украшали кодексы Евангелия. Объединенные изображения святых и праздников были перенесены на иконы к концу XI века. В некоторых ранних иконных композициях изображения праздников заменялись фигурой главного персонажа.

Годовая икона-минея

Наиболее ранние примеры икон-минологиев сохранились в монастыре святой Екатерины на Синае и датируются рубежом XI—XII веков. Древнейшая русская икона-минея — январская часть годичного круга — написана в первой половине XVI века на Русском Севере. Икона в настоящее время хранится в Государственном Русском музее.

Годовые иконы-минеи появляются позднее. Отчасти это объясняется технической сложностью создания образа, на котором должны присутствовать изображения десятков и сотен святых. Как правило, в центре такой иконы помещалось изображение Воскресения Христова (Сошествие во ад). 

Почти десять лет, с момента открытия Михайловского собора я мечтал, чтобы в этом храме была особенная икона, посвященная всем святым. Мы делали несколько попыток, заказывали эту икону у разных мастеров. И вот, наконец, она появилась в нашем храме. Такой иконы, в таком мастерском исполнении больше нигде в Удмуртии нет.

Из слова митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина на чине освящении иконы Всех святых, 26 ноября 2016 г.

Помимо изображений святых, на годовых минейных иконах могли присутствовать также клейма (миниатюрные изображения на отдельном поле) двунадесятых праздников и наиболее почитаемых икон Пресвятой Богородицы.

По этой причине над написанием таких икон традиционно трудились мастера миниатюры, в том числе палехские иконописцы.


Палехская икона

Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Но еще в начале столетия, сперва в московскую, а потом и в иконопись суздальских деревень, проникли натуралистические тенденции светской европейской живописи, что в конечном итоге, нашло непосредственное отражение в палехских образах.

Мастера Палеха наряду с новыми веяниями столичной живописи не отказались от старых стилевых особенностей, что повлекло за собой сложение региональной школы, расцвет которой пришелся на XVIII век. Также источниками для работ палехских изографов до конца XIX — начала XX веков служили новгородский стиль XV века и строгановские письма. 

Монументальность, содержательность и спокойствие образов, лаконизм как в построении композиции, так и в цветовой гамме отражают влияние новгородского стиля. Сложность композиции, миниатюрность фигур, множество вариаций пейзажных элементов, низкий горизонт, тонкая линеарность, богато украшенные золотом одежды и орнаменты указывают на близость к Строгановской школе.

Натуралистические тенденции в московской иконописи XVII века проявились во фряжской манере письма, которая до Палеха, в полной мере, дошла лишь к концу XVIII века. Палехские фряжские письма можно разделить на две разновидности: это «золотофонное» и, более позднее «голубофонное». 

Первое направление являет собой иконы, где нимбы, кайма и фон покрывались ровным слоем золота, а затем на них чеканили узоры и сверху раскрашивали лаковыми красками, имитируя эмаль. Второе течение появилось в конце XIX века — здесь вместо золотого фона использовали голубой, но венцы и кайма оставались по-прежнему золотыми и с чеканным орнаментом. Во многом живопись этой поздней фрязи испытывала сильные влияния академичности, что особенно ярко выразилось в натуралистических пейзажах.

Палехская икона отличалась усложнением композиции путем добавления множества разнообразных элементов, многофигурности и, в житийных иконах, многоклеймовости. Вместе с тем, построение форм в местной иконе отличалось симметрией и законченностью. Фигуры святых, изображенные в свободных поворотах, имели вытянутые пропорции, но обладали и вещественностью, телесно они были частью земного мира, хотя внутренне пребывали уже в горнем. 

Икона Воскресения Христова с праздниками в 16 клеймах. Палех, середина XIX в

Иконопись Палеха характеризуют многослойные плави и роскрыши (приемы иконописи; — Rublev.com), общий красновато-золотистый тон всей живописи, светлое личное письмо, архитектурные декорации, выполненные в манере, близкой к строгановской школе.

В начале XX века иконописное направление Палеха начинает угасать. После Первой мировой войны палехские мастера начали организовывать артели по росписи шкатулок. А в 1924 году была основана «Палехская артель древней живописи», использовавшая традиционную технику, но сосредоточившаяся на новых сюжетах и темах. 

В наши дни в Палехе сосредоточено большое число иконописных мастерских, где придерживаются устоявшихся традиций местной школы.


Можно ли создать икону с изображениями всех известных святых?

Начиная с первых лет зарождения традиции минейных икон, мастера-иконописцы обычно изображали на них не всех святых, а ограничивались помещением на икону изображений лишь наиболее известных из них.

Этот принцип создания минейных икон сохраняется до сего дня. С технической точки зрения написание иконы, на которой должны присутствовать изображения всех святых, присутствующих в современном богослужебном календаре, представляется невозможным, поскольку на сегодняшний день в святцах перечислены более 5 тысяч имен святых.

На годовой иконе-минее на отдельном поле для каждого месяца раньше изображались в среднем около 60—70 святых. На иконе, освященной в Ижевске, помещены также изображения некоторых вновь прославленных святых, таким образом, общее число святых на ней превышает полторы тысячи.



24 ноября 2016
​Филолог из Ижевска трудился над переводом Библии на удмуртский язык 25 лет
12 ноября 2015
​В Ижевске открылся церковный пункт обогрева для бездомных
8 июля 2015
​Митрополит Ижевский Викторин выступил против строительства крематория
Последние новости
Новости по теме
​Митрополит Ижевский Викторин выступил против строительства крематория

Митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение, в котором заявил о недопустимости строительства крематория в Ижевске.

8 июля 2015
1670
24
Чтв
2018