Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Японии канонизирован самурай-католик

В Японии канонизирован самурай-католик

Памятник Такаяме Укону в японском парке
А+
Распечатать
Фото: public domain

Префект конгрегации канонизации святых кардинал Анджело Амато (Angelo Amato) возглавил в Осаке церемонию беатификации японского самурая Такаямы Укона (Takayama Ukon), в крещении Юсто (Justo) (1552-1614), который был прославлен как «мученик без крови», сообщает Catholic New Agency.

«Он был истинным воином Христовым. Верность Господу Иисусу была столь глубоко укоренена в его сердце, что она дала ему утешение в гонениях, изгнании и забвении», — цитирует издание кардинала.

Самурай Такаяма Укон обратился в христианство под влиянием проповеди иезуитов, прибывших в Японию в середине XVI века. Когда власти Японии стали преследовать христиан, Такаяма лишился всего своего имущества и титулов и был вынужден отправиться в изгнание на Филиппины.

К настоящему времени Католическая Церковь канонизировала 395 мучеников, пострадавших в Японии. 26 из них были убиты в Нагасаки в 1597 и прославлены в 1862 году. Другие 205 мучеников пострадали в XVII веке и были канонизированы в 1867 г., а еще 188, умерщвленных в то же время, прославлены в 2008 году.

По словам епископа города Ниигата Исао Кикути (Isao Kikuchi), прославление Юста Укона, помимо прочего, обращает внимание на детали, отличные от тех, что отразил Мартин Скорсезе в его последнем фильме «Молчание», также повествующем о католических мучениках Японии. Если в новом блокбастере акцент ставится на «боли отречения от веры», за которым следует милосердие Божие, то житие Укона свидетельствует о том, что человек может отречься от всего ради веры во Христа.

Сегодня из 128 миллионов жителей Японии католиками являются около 500 тысяч человек.

Биография Такаямы Укона

Такаяма Укон родился в 1552 году, через три года после основания знаменитым иезуитским миссионером св. Франциском Ксаверием католической миссии в Стране восходящего солнца. Когда мальчику было 12 лет, его отец принял католичество. Вместе с родителями был крещен и Укон, получивший имя Юсто.

Семья Такаяма принадлежала к дайме — самурайской элите. Выше них были только сегуны, фактически правившие страной со Средних веков до XIX века. Дайме обладали огромными землями и имели право призывать на службу простых самураев.

Высокое положение клана Такаяма позволяло им поддерживать деятельность католических миссионеров. Они способствовали обращению в христианство десятков тысяч японцев.

Однако в 1587 году, когда Укону было 35 лет, ситуация резко изменилась: великий министр Тоетоми Хидэеси начал гонения на христиан. Миссионеры были изгнаны, а японских католиков стали принуждать отречься от веры. В 1597 году Хидэеси приказал распять 26 католиков.

Многие дайме отреклись от Христа, но Укон и его отец предпочли отказаться от своего положения и богатств, сохранив веру.

Когда в 1614 году сегун Токугава Иэясу окончательно запретил христианство в Японии, Такаяма отправился в изгнание. В сопровождении 300 католиков он прибыл на Филиппины. Ослабленный тяготами последних лет жизни, через несколько месяцев он умер.

Христианство в Японии

Христианство в Японии появилось в середине XVI века. Первым миссионером, который проповедовал японцам Евангелие был баск-иезуит Франциск Ксаверий. В 1549 году он вместе с японцем Андзиро прибыл в южный японский город Кагосима. Проживая некоторое время у Андзиро, Франциск Ксаверий крестил его самого и его родственников численностью около 100 человек, которые стали первой католической общиной в Японии.

Впоследствии усилиями Франциска Ксаверия появились христианские центры в Ямагути и Киото. В течение 1560—1580-х годов члены Общества Иисуса руководили христианизацией Японских островов. Несмотря на сильную оппозицию буддистского духовенства и Императорского двора, иезуитов поддерживали японские региональные властители, такие как Отомо Сорин и Ода Нобунага. Христианская проповедь была особенно успешной на острове Кюсю и в столичном регионе Кинки. К концу XVI века в Японии насчитывалось около 300 тысяч христиан.

Конкуренция между иезуитами и францисканцами в борьбе за новообращенных привела к кризису доверия миссионерам. Вскоре даже те сегуны, которые изначально поддержали христианских проповедников, изменили свое отношение к новой религии.

В 1587 году объединитель Тоётоми Хидэёси запретил пребывание миссионеров в стране и начал притеснения верующих.

В последующие годы происходили аресты и казни христиан. В 1614 году сегун Токугава запретил исповедание христианства во всей стране. В период его правления были казнены около 3 тысяч христиан.

К этому времени относится возникновение феномена «какуре кириситан» — тайных христиан, скрывающихся от преследований феодальных властей.

Всего за годы гонений, которые совпали с периодом политики самоизоляции, были казнены тысячи христиан, большинство тех, кто выжил, были силой обращены в буддизм. Последние казни христиан относятся 1868 и 1870 годам. Только в 1873 году под давлением извне японские власти сняли запрет на христианство, позволив свободно проповедовать и исповедовать его.

Памятная доска в честь Такаямы Укона в Маниле, Филиппины

Фото: Ryomaandres (CC by-sa 4.0)

19 ноября 2015
​Мартин Скорсезе заканчивает работу над фильмом о христианских миссионерах в Японии
18 сентября 2015
​Ватиканские архивы опубликовали документы об истории тайных христиан в Японии
29 января 2015
В Москве покажут новый фильм о Чехове
Последние новости
Новости по теме
В Москве покажут новый фильм о Чехове

29 января в честь 155-летия со дня рождения классика русской литературы Антона Павловича Чехова в московских кинотеатрах «Звезда», «Сатурн» и «Факел» стартовал показ биографического художественного фильма «Братья Ч» (режиссер Михаил Угаров)

29 января 2015
1259
18
Суб
2017