Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / В Государственном историческом музее представили иконы, спасенные из разоренных храмов Ярославля

В Государственном историческом музее представили иконы, спасенные из разоренных храмов Ярославля

Святые, предстоящие иконе «Богоматерь Знамение», XVII век, Ярославский художественный музей
А+
Распечатать
Фото: Русская Икона

12 февраля в ГИМ торжественно открылась выставка «Обретение». На ней экспонируется 36 икон XVI — начала XX века, многие из которых никогда ранее не выставлялись.

Об этом сообщает ТАСС.

Экспозиция, представленная в Историческом музее, рассказывает не только о спасенных иконах, но и о вкладе музейных работников в дело сохранения культурного наследия. «Выбор темы этой выставки, эта история — это память о наших предшественниках, о тех людях, которые в какой-то степени нас учили суметь сохранить наследие», — отметил директор Исторического музея Алексей Левыкин на церемонии открытия.

По словам директора Ярославского художественного музея Аллы Хатюхиной, выставка «Обретение» представляет собой настоящее историческое событие, потому что она составлена из икон, которые могли быть утрачены и практически были обречены на уничтожение.

«Но благодаря людям, которые их окружали, и благодаря счастливой судьбе, [эти иконы] показывают нам возможности человека с точки зрения отношения к жизни, к ситуации, подвига людей, которые понимают, что их судьба не заканчивается только сегодняшним днем», — сказала А. Хатюхина. 

Она добавила, что гостями церемонии открытия выставки стали научные сотрудники, реставраторы, многие из которых принимали участие в спасении икон в 1977 году, а затем помогали восстановить их. 

Полвека забвения и новое обретение священных образов

После 1917 года, когда советская власть развернула широкие репрессии против Церкви, духовенства и верующих, по всей стране были закрыты и уничтожены сотни храмов. Наиболее активно кампания разрушения церквей шла в 1930-е годы. В одном только Ярославле в это время были снесены около 30-ти храмов, в Ярославской области — около 70-ти.

Часть икон из этих церквей попали в хранилища реставрационных мастерских в Ярославле. Реставраторы спрятали несколько десятков икон на чердаке Митрополичьих палат. Они остались там и после закрытия мастерских в октябре 1930 года. Позднее в здании бывших Митрополичьих палат открылась картинная галерея, а с 1959 года здесь разместилось культпросветучилище.

Огненное восхождение пророка Илии. Икона с клеймами. Ярославль, XVII в. Аукционный дом Sotheby's (Нью-Йорк, США)

И лишь в 1977 году, когда здание вернули Ярославскому художественному музею, на чердаке здания были обнаружены эти иконы — всего 81 образ. По воспоминаниям Татьяны Васильевой, которая была в то время главного хранителя Ярославского художественного музея, иконы были уложены на деревянные перекрытия лицевой поверхностью вниз, сверху толстым слоем лежала земляная засыпка и мелкий строительный мусор.

В 1990-е годы эти иконы поступили на реставрацию к специалистам из Ярославля и Москвы. Среди икон, обретенных в 1977 году — уникальные произведения редкой иконографии: «Воскресение с Сошествием во ад», «Священномученик Антипа Пергамский», «Святая княгиня Ольга», образцом для которой стала фреска работы М. В. Нестерова из Владимирского собора Киева. 

Икона «Архидиакон Филипп» служила дверью в диаконник Вознесенской церкви Ярославля 1682 года, что, как отмечают специалисты, является довольно редким явлением для храмовых интерьеров.

На выставке также представлены Толгская икона Пресвятой Богородицы, иконы «Святитель Николай Чудотворец», «Великомученик Пантелеимон», «Спас Вседержитель», «Похвала Богородицы» и многие другие, являющиеся прекрасными образцами ярославской школы иконописи.


Ярославская икона

Основы традиции иконописания закладываются в Ярославле с начала XIII века, когда город становится центром удельного княжества. Здесь ведется активное храмовое строительство, это способствует развитию местной школы живописи. 

Для ярославской иконы характерными чертами стали чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма, явно расходящаяся с византийской традицией. Образы подчеркнуто декорированы, порой даже чрезмерно, что придает им особую жизнерадостность. Это также проявляется в изображении ликов, где строгость отступает перед добротой и человеколюбием. 

Богоматерь Знамение. Покровец. Ярославль, XVII в. Русский музей (СПб)

Среди ярославских икон особенно выделяется «Богоматерь Великая Панагия», написанная около 1224 года. В декоре одеяния Богоматери прослеживается особая тяга к узорочью, столь ценимому в народном искусстве, широко используется белый цвет (в нимбах, облачениях ангелов, обрамлении медальонов), которого в такой мере никогда не встречалось в византийской палитре. 

В середине XIII века появляется уже типично русский образ Спаса. В его чертах преобладает доброта, скромность, созерцательность, но не строгость. Эта икона предвосхищает появление гармоничных образов прп. Андрея Рублева. 

При Иване Грозном Ярославль становится одним из важнейших центров торговли, где большую роль играют служилые люди. Здесь разворачивается интенсивное каменное строительство: в это время Ярославль по числу возводимых церквей опережает даже Москву. Это способствует дальнейшему развитию местной иконописной школы, пришедшей к своему расцвету в XVII веке. 

В 1658 году в городе случился сильный пожар, который почти целиком уничтожил Земляной и Рубленый город. Погибли тысячи людей, сгорели десятки церквей, городские стены и башни Земляного и Рубленого города, сильно пострадал Успенский собор. В процессе восстановления города многие уцелевшие каменные храмы были расписаны местными мастерами, которые были известны далеко за пределами Ярославля.

Над этими фресками работали Гурий Никитин, Сила Савин, Федор Зубов, Семен Спиридонов из Холмогор и многие другие мастера. Семен Холмогорец стал выдающимся представителем ярославской иконописной школы XVII века. Его образы высоко детализированы, изображения людей поражают разнообразием занятий и лиричностью характеров. В 1678 году он создает одну из самых необыкновенных икон по пышности узорочья — «Илья Пророк в житии». 

Вторая половина XVII века считается периодом наивысшего расцвета искусства ярославских иконописцев. 


12 февраля 2019
​На портале Культура.РФ заработал виртуальный тур «Сокровища музеев России»
18 января 2019
​25 января Исторический музей сделает бесплатный вход для Татьян
18 декабря 2017
Под Ярославлем после реставрации открыли часовню ― родовую усыпальницу Некрасовых
Последние новости
​Королевская семья Нидерландов может отказаться от пользования каретой из-за «колониалистских и расистских» изображений на ней

С 1898 года официальный парадный экипаж используется при ежегодном обращении монарха к парламенту страны, а также при бракосочетаниях и других важных церемониях, в которых участвуют члены королевской семьи.

21 сентября 2020
44
Обнародованы новые факты об участии Ватикана в судьбе беглых военнопленных в годы Второй мировой войны

Многих из них укрывали непосредственно на территории города-государства. Банк Ватикана тайно выделял средства для переправки этих людей за границу, а Ватиканское радио посылало в Лондон зашифрованные сообщения о военнопленных.

18 сентября 2020
398
Новости по теме
21
Пнд
2020