Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / В голосовании о самых выдающихся деятелях Украины лидирует святой князь Владимир

В голосовании о самых выдающихся деятелях Украины лидирует святой князь Владимир

Изображение святого князя Владимира на гривне 2006 года
А+
Распечатать
Фото: public domain

По состоянию на 20 сентября, в голосовании лидирует святой равноапостольный князь Владимир — более 30% респондентов проголосовали за то, что креститель Руси внес наибольший вклад в развитие Украины. За ним следуют гетман Богдан Хмельницкий (около 23% голосов), усилиями которого произошло объединение Украины с Россией, и святой благоверный князь Ярослав Мудрый (14%). Один из главных идеологов украинского национализма Степан Бандера находится на четвертом месте в списке (около 10%).

В список также входят святая равноапостольная княгиня Ольга (1.7%) и Владимир Мономах (0.7%).

Отдавая голоса, люди оценивают, кто из исторических деятелей внес наиболее весомый вклад в становление Украины. Опрос проводится ко Дню защитника государства, отмечаемого на Украине 13 октября. Тогда же будут подведены окончательные итоги голосования.

Основатель Киевской Руси

Князь Владимир родился в 963 г. Он был младшим сыном князя Святослава от рабыни Малуши, внуком равноапостольной княгини Ольги. Уже в детском возрасте княжил в Великом Новгороде вместе со своим дядей Добрыней. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал единоличным правителем древнерусского государства с центром в Киеве.

Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Вероопределение князя Владимира, художник Эггинк Иван Егорович (1787—1867)

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов он пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра, где князь Владимир крестил их. 988 год стал годом крещения Руси.

После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде, в Ростове, в Суздале. Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской.

После крещения жизнь и нравы князя Владимира резко переменились: он распустил гарем и начал жить по христианским заповедям. В Киеве по его указу построили «Десятинную» церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и храм святого Василия. «Десятиной» церковь называлась, потому что князь отдал десятую часть своего имущества на ее постройку.

Кроме того, святой князь Владимир провел ряд государственных реформ, включая модернизацию армии, судов и образовательной системы.

Мощи святого князя были утрачены во время разрушения Киева татаро-монголами в 1240 году.

6
Втр
2016