Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В феврале в Государственном историческом музее откроется выставка, посвященная французскому революционному фаянсу

​В феврале в Государственном историческом музее откроется выставка, посвященная французскому революционному фаянсу

Тарелка 1793 года: имя Марии-Анны стало нарицательным для женщин-рабочих, их стали изображать вместо святых
А+
Распечатать
Фото: public domain

12 февраля начинает свою работу выставка «Свобода. Равенство. Братство. Французский революционный фаянс конца XVIII века», которая впервые в российской музейной практике расскажет о революционном фаянсе как об особом явлении в прикладном искусстве Франции.

Анонс выставки публикует сайт Государственного исторического музея.

В состав экспозиции вошли около 50-ти керамических изделий из собраний ГИМ, Государственного центрального музея современной истории России и коллекции Татьяны Удрас — крупнейшего отечественного собрания французского революционного фаянса.


Невер. Столица французского «революционного фаянса»

Уникальное явление, впоследствии получившее название «революционного» или «патриотического» фаянса, зародилось в эпоху Великой французской революции (1789–1799) в Невере, с давних пор являвшемся крупным центром керамического производства.

В годы революции здесь наладили производство недорогой столовой утвари ля повседневного использования, украшенной революционными эмблемами и агитационными лозунгами. Так, если во времена конституционной монархии обычными украшениями служили изображения короны или пылающего сердца, то после ее свержения распространились другие сюжеты — воздушный шар, галльский петух на пушке — символ бдительности и отваги, различные призывы и политические лозунги вроде «Да здравствует нация!» или «Свобода или смерть!»

Тарелка, сделанная в Невере, с лозунгом

Фото: public domainПодобного рода изделия выполняли функцию одного из инструментов политической пропаганды. Простые сюжеты и приемы, отражавшие происходившие в стране бурные общественные процессы, были понятны революционным массам, поэтому через короткое время новая художественная традиция получила широкое распространение.

Именно эту продукцию неверских фабрик и мастерских впоследствии назовут «революционным» или «патриотическим» фаянсом.

Помимо непосредственно изделий из фаянса, на выставке можно будет увидеть другие предметы, иллюстрирующие этот период французской истории и создающие единый изобразительный ряд революционной эпохи. Например, здесь будут представлены гравюры конца XVIII века и цветные народные картинки, отражающие отношение революционных горожан к происходящему на политической арене того времени. 

Ряд вещей из собрания Государственного исторического музея представят публике впервые. В числе подобных экспонатов — тесак Национальной гвардии, подаренный в свое время генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу премьер-министром Франции Жаком Шабан-Дельмасом, автографы ключевых исторических лиц того времени — Людовика XVI, Мирабо, Робеспьера.


Традиции французского революционного фаянса в России

Своего рода преемником художественной традиции неверского патриотического фаянса стал агитационный фарфор первых лет Советской власти. Выпускать фарфоровую посуду, украшенную советскими лозунгами и агитационными изображениями, в России стали вскоре после революции, в 1918 году. 

Центром подобного производства стал бывший Императорский фарфоровый завод в Петрограде, до этого обслуживавший исключительно царский двор и ничего не выпускавший в продажу. В 1918 году он был национализирован и переименован в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). Спустя несколько лет, в 1925 году предприятие переименуют еще раз — в Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (ЛФЗ).

Основателем и вдохновителем отечественной традиции стал Сергей Чехонин (1878—1936) — русский художник и график, ученик Ильи Репина. Его влияние на новое направление прикладного искусства было настолько велико, что в первые годы ГФЗ в просторечье именовали «чехонинским».

Тарелка 1937 года, изготовленная на Ленинградском фарфоровом заводе

Фото: public domainВ основу «кодекса» советского агитационного искусства были положен список из 28 лозунгов, отобранных осенью 1918 года специальной комиссией и одобренных В. Лениным. Часть этих лозунгов представляла собой переработанные Цитаты из Священного Писания — например, лозунг «Царству рабочих и крестьян не будет конца» пришел из Евангелия от Луки, в котором говорится: «…и царству Его не будет конца»; слова «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» переделали в «Кто не с нами, тот против нас». 

Самый же известный из советских лозунгов «Кто не работает, тот не ест» родился из послания апостола Павла к фессалоникийцам, в котором говорится: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Многие визуальные образы — ангел революции или всадник Третьего Интернационала — также были навеяны религиозной традицией. Но самым ярким, центральным символом советского агитационного фарфора стал серп и молот — своего рода крестное знамение новой атеистической религии.

Агитационный фарфор как явление советского прикладного искусства просуществовал недолго. К концу 1930-х интерес к революционной символике ослаб, художников занимали другие темы. В среде искусствоведов и коллекционеров периодом советского агитационного фарфора принято считать первые два десятилетия Советской власти.

Выставка в ГИМе будет открыта с 12 февраля по 11 мая.


27 января 2020
​Во французском колледже во время уборки нашли забытый автограф Виктора Гюго
15 января 2020
​Сайт «Музеи Парижа» выложил в открытый доступ более 100 тысяч изображений произведений искусства
13 декабря 2019
​В Эрмитаже появится постоянная выставка русских икон
Последние новости
​​Синод Болгарской церкви не дал разрешения на вывоз во Францию христианских святынь для выставки в Лувре

Церковные книги, рукописи, иконы и другие артефакты, общим числом около 60-ти, должны были составить экспозицию выставки «Искусство и культура Болгарии XVI—XVIII веков».

24 февраля 2020
63
​Десять гобеленов «Деяния Апостолов», созданных по эскизам Рафаэля, выставили в Сикстинской капелле впервые за 500 лет

Экспозиция уникальная: увидеть все десять гобеленов одновременно обычно невозможно, их выставляют по очереди в Ватиканской пинакотеке. Выставка продлится всего неделю, с 17 по 23 февраля.

21 февраля 2020
349
Новости по теме
24
Пнд
2020