Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / ​В Далласе обретены нетленные останки иерарха Американской православной церкви

​В Далласе обретены нетленные останки иерарха Американской православной церкви

Панихида перед перезахоронением останков архиепископа Димитрия (Ройстера) 5 марта 2016 года
А+
Распечатать
Фото: Orthodox Church in America (Facebook)

Останки были обнаружены нетленными при эксгумации тела 4 марта. В этот день, как сообщает официальный сайт Православной церкви в Америке, тело иерарха было перенесено с кладбища Рестлэнд в собор в честь преподобного Серафима Саровского, где для них оборудовано новое захоронение в мемориальной часовне.

Первыми, кто освидетельствовал нетленность останков, стали сотрудники кладбища, которые вынули гроб из земли и вскрыли его.

Перед началом вечернего богослужения тело иерарха было перенесено в часовню и помещено в новый гроб в крипте. После окончания службы духовенство и верующие продолжили молиться перед гробом архиепископа Димитрия. Весь вечер продолжалось чтение Священного Писания.
5 марта, в Родительскую субботу, когда Православная церковь в преддверии Великого поста поминает всех усопших, в соборе прп. Серафима Саровского состоялось богослужение, которое возглавил митрополит всей Америки и Канады Тихон (Моллард).

После литургии была совершена панихида, после которой гроб с телом иерарха был помещен в новое захоронение в крипте соборной часовни.
В своей проповеди на Божественной литургии митрополит Тихон отметил, что архиепископ Димитрий был «отцом епархии Юга, первым епископом епархии, тем, кто лично занимался паствой и духовенством, не как “владыка”, но как старший пастырь». 

«Я только что вернулся из своего первого визита в Православную церковь Финляндии с небольшой делегацией. Я узнал, что финны не используют “владыка”, как это обычно говорится на английском языке, когда мы просим епископа: “владыка, благослови”. Вместо этого они используют слово “esipaimen”. В финском языке оно используется исключительно для обозначения епископа и означает “главный пастух” или “первый пастырь”. Это ласковое обращение, не имеющее коннотации с авторитарным господством над подчиненными. Таким был архиепископ Димитрий. И вот почему после его кончины в епархии Юга вы не просто перевернули страницу и двинулись дальше. Вот почему вы чествуете его сегодня», — сказал в своем слове предстоятель Американской православной церкви.

Публицист Рон Дреер (Rod Dreher), знавший покойного архиепископа Димитрия последние пять лет его жизни, в своей заметке на сайте The American Conservative отмечает, что, несмотря на то, что тело иерарха пролежало в земле четыре с половиной года, оно выглядело так же, как и в день его кончины.

«Это чудо. В православном и римо-католическом христианстве это рассматривается как свидетельство того, что умерший был и является святым. Если вы читали “Братьев Карамазовых”, вы, возможно, помните эту особенность повествования: автор, не говоря прямо, был ли старец Зосима святым или нет, говорит о том, что его останки были нетленными», — пишет Род Дреер.

Американский публицист рассказывает о той роли, которую сыграл покойный архиепископ Димитрий в судьбе его семьи. 

«Летом 2005 года, когда после многолетних скандалов и коррупции в Католической церкви мы были опустошены и сломлены, мы с женой стали посещать Серафимовский собор, — пишет он. — Мы не собирались переходить в православие; нам просто хотелось быть там, где бы мы могли ощущать реальное присутствие Христа в таинстве Евхаристии (католическое вероучение признает действительность таинств в православии), где совершалась бы благоговейная и красивая литургия и где мы могли бы поклоняться Богу, не будучи настолько подавлены чувством раздражения».

После нескольких посещений собора Р. Дреер и его супруга получили приглашение от архиепископа Димитрия посетить его дом. Непритязательная и бедная обстановка архиерейского жилища, доступность и простота в обращении с людьми поразили католическую семейную пару. Вскоре Род Дреер и его семья приняли православие.


Архиепископ Димитрий (Ройстер). Жизнеописание

Будущий архиепископ Димитрий, в миру Роберт Ройстер (Robert Royster) родился 2 ноября 1923 года в пригороде Далласа в штате Техас в семье консервативных баптистов. 

В 1941 году, после продолжительного изучения Священного Писания и собеседования с греческим архиепископом Афинагором (Спиру), присоединился к Православной церкви, получив имя Димитрий — в честь святителя Димитрия Ростовского. 

В ходе Второй мировой войны Димитрий прошел курсы в Мичиганском университете и был зачислен переводчиком с японского языка при штабе генерала Макартура на Филиппинах и в Японии.

После войны и по окончании колледжа Димитрий Ройстер преподавал испанский язык в Южно-Методистском Университете в Далласе, где в 1949 году получил магистерскую степень и стал профессором испанской литературы. Тогда же он сделался активным миссионером среди мексиканских эмигрантов в Техасе и превел большую часть богослужебного цикла на испанский.

Архиепископ Димитрий (Ройстер)

В ноябре 1954 года епископ Украинской православной церкви в США Богдан (Шпилька) рукоположил Димитрия в диакона, а затем в сан иерея для новообразованного прихода преподобного Серафима Саровского, первой и в то время единственной церкви в Далласе, где службы совершались на английском языке. Он прослужил на приходе плоть до 1969 года.

В 1958 году вместе с приходом о. Димитрий перешел в юрисдикцию Американской митрополии, будущей Православной церкви в Америке.

В 1966 году о. Димитрий обучался в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке и преподавал испанский язык в Фордэмском университете.

22 июня 1969 года состоялась хиротония о. Димитрия во епископа города Беркли (штат Калифорния), викария архиепископа Сан-Францисского и Западного Иоанна (Шаховского). Впоследствии епископ Димитрий был назначен викарием митрополита Нью-Йоркского Иринея (Бекиша) с титулом епископа Вашингтонского, а в 1972 году он возглавил епархию Новой Англии с титулом «епископ Хартфордский и Ново-Английский».

В конце 1960-х — начале 1970-х годов епископ Димитрий сыграл важную роль в приведении само-организовавшейся «Православной кафолической церкви в Мексике» в лоно Православной церкви в Америке и ее оформлению в Мексиканский экзархат Американской церкви. С 1972 года, в добавок к занимаемым им кафедрам, иерарх являлся также экзархом Мексиканским.

После ухода на покой митрополита Иринея епископ Димитрий получил подавляющее большинство голосов на выборах нового предстоятеля Православной церкви в Америке во время Всеамериканского собора 1977 года. Однако, поскольку он получил на 30 голосов меньше двух третей от голосов всех делегатов, его кандидатура, как и кандидатура епископа Феодосия (Лазора) были выдвинуты на усмотрение Священного синода, который отдал предпочтение епископу Феодосию.

1 июля 1978 году епископ Димитрий стал первым правящим архиереем новообразованной епархии Далласа и Юга с центром в основанном им самим кафедральном соборе в честь преподобного Серафима Саровского в Далласе. В состав епархии вошли четырнадцать штатов на юге США. На момент основания новая Южная епархия насчитывала несколько храмов во Флориде и Техасе, а также небольшое количество миссий. Под руководством епископа Димитрия количество приходов выросло в несколько раз и на 2005 год составило более 60 церквей и миссий.
В 1993 году по решению Священного синода ПЦА иерарх был возведен в сан архиепископа.

4 сентября 2008 года, после ухода на покой митрополита Германа (Свайко), как старейший по хиротонии архиерей, временно стал во главе Православной церкви в Америке как местоблюститель кафедры Митрополита всея Америки и Канады (англ. Locum Tenens of the Metropolitan See). Исполнял обязанности первоиерарха ПЦА до избрания нового предстоятеля Церкви на XV Всеамериканском поместном соборе в Питтсбурге 12 ноября 2008 года.

Архиепископ Димитрий являлся заведующим Миссионерского отделения Американской церкви, написал и перевел ряд богословских работ, и в течение всей истории епархиальной ежемесячной газеты Далласской епархии «The Dawn» («Заря») вплоть до 2007 года состоял ее редактором.
В марте 2009 года 85-летний архиепископ обратился с прошением к Священному синоду об увольнении на покой с 31 марта 2009 года, в связи с преклонным возрастом. Священный синод удовлетворил прошение старейшего иерарха ПЦА.

Последние годы жизни архиепископ Димитрий провел в Далласе, где и скончался 28 августа 2011 года в возрасте 87 лет.

Новое захоронение гроба с останками архиепископа Димитрия в крипте соборной часовни

Фото: Orthodox Church in America (Facebook)Нетленные останки и святость

Согласно «Православно-догматическому богословию» митрополита Макария (Булгакова), нетление мощей есть «изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления как бы в живой урок нам о будущем воскресении тел».

Практически нетленным было найдено в 1479 году тело святителя Филиппа, митрополита Московского. Оно пролежало открытым 12 дней. В Киево-Печерской лавре почивают нетленные мощи митрополита Тобольского Павла, скончавшегося в 1770 году. В 1091 году без повреждений было обнаружено тело одного из основателей монашества на Руси преподобного Феодосия Печерского — спустя 17 лет после кончины святого. Нестор Летописец сохранил воспоминание об этом событии: «…Не составы не распалися беша, и власи главнии притяскли бяху».

Известны случаи, когда тела оставались сохранными даже после наводнения или пожара, как в случае с вынесением из Успенского собора останков святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси. Гроб был сожжен, само же тело оказалось нетронутым пламенем.

Нетленным и источающим благоухание было найдено в сырой могиле в 1860 году тело святителя Тихона Задонского, скончавшегося в 1783 году.
В 1595 году обретены нетленными мощи святителей Гурия и Варсонофия Казанских. В сохранном виде в гробнице были также обнаружены тела двух монахов.

В 1641 году обретены нетленными мощи преподобного Александра Свирского.

Без признаков тления было обнаружено в 1921 году тело святителя Феодосия Черниговского, почившего в 1696 году, о чем свидетельствует ранее засекреченный документ от 23 февраля 1921 года: 

«Записка по прямому проводу Морзе из Чернигова. Москва, ЦК РКП, Совнарком, Ленину. Совершенно секретно. 18 февраля вскрыты мощи Феодосия, сообщаем проект врачебных экспертов: Предъявленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского, есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвения-мумификации без признаков гниения. Данные микроскопического исследования обнаруживают довольно ясное строение ткани и клеток, в особенности волокнистой ткани, мышечной и кровяных телец... Нами организована агиткампания по научном обосновании мумификации... Ждем дальнейших указаний. (Секретарь Губкомпарт. Одинцов, врид Предгубисполкома Филатов (ЦГА РСФСР, ф 353. оп 5, ед. хр. 251, л 25)».

Нетленность останков в православии не является основанием для причисления подвижника к лику святых, но служит дополнительным свидетельством богоугодности его жизни.

20 октября 2015
​В Америке скончался последний хранитель Тихвинской иконы протоиерей Сергий Гарклавс
9 сентября 2015
​Вятской епархии возвращены останки архиепископа Ионы (1674—1699), одного из ее создателей
14 августа 2015
Православная церковь в Америке ужесточила требования к своим сотрудникам, работающим с детьми
2
Птн
2016