Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Берлине проходит выставка о том, как наследие Мартина Лютера использовалось в нацистской Германии

​В Берлине проходит выставка о том, как наследие Мартина Лютера использовалось в нацистской Германии

​В Берлине проходит выставка о том, как наследие Мартина Лютера использовалось в нацистской Германии
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

Одним из наиболее резонансных событий программы празднования 500-летия Реформации стало в Германии открытие выставки «Слова Лютера — повсюду…» (“Überall Luters Worte…”), посвященной проблеме использования нацистской пропагандой идей основателя протестантизма.

Выставка открылась в центральном берлинском музее «Топография террора», экспозиция которого рассказывает о преступлениях нацизма. Здание музея было построено на месте, где в 1930—1940-х годах находились штаб-квартиры секретной полиции Гестапо и военизированных формирований СС.

Главным тезисом Мартина Лютера, взятым на вооружение национал-социалистами в Германии в 1930-х годах, стал тезис о необходимости репрессий против евреев.

«Величайший антисемит своего времени»

17 октября в музее «Топография террора» состоялся круглый стол «Лютер и антисемитизм в нацистском обществе». Доктор Мартин Грешат (Martin Greschat), почетный профессор церковной истории университета в Мюнстере, выступил с докладом об отношении христианских церквей к нацизму в годы Второй Мировой войны.

На выставке посетители смогли увидеть, например, обложку пропагандистского еженедельника национал-социалистической партии “Der Stürmer”, на которую был помещен портрет Мартина Лютера, снабженный подписью: «Доктор Лютер — один из величайших антисемитов в германской истории». Нацистское издание называло основателя протестантизма «борцом с еврейским духом в христианской Церкви».

Нацисты хотели превратить церковь в инструмент [пропаганды] — но они не фанатели от Мартина Лютера как такового.

Томас Альберт Ховард, профессор гуманитарных наук и истории в Университете Вальпараисо (штат Индиана, США) 

Здесь также представлен плакат, призывающий берлинских лютеран голосовать за кандидатов от пронацистской организации «Немецкие христиане» на выборах в местные церкви в июле 1933 года, через несколько месяцев после прихода к власти Гитлера. На агитационных транспарантах «Немецкие христиане» использовали как христианский крест, так и свастику, название которой на немецком языке звучит как «крючок креста» (Hakenkreuz).

Название выставки восходит к известному высказыванию лютеранского богослова Дитриха Бонхоффера (Dietrich Bonhoeffer): «Повсюду слова Лютера — превращенные, однако, из истины в самообман». Бонхоффер был казнен как антинацистский заговорщик за месяц до окончания Второй мировой войны в апреле 1945 года.

Курт Хендель (Kurt Hendel), почетный профессор истории Реформации в Лютеранской школе теологии в Чикаго, в комментарии для Religion News Service подчеркнул, что для нацистов личность Лютера была героической — прежде всего потому что в 1543 году проповедник опубликовал памфлет «О евреях и их лжи». 

В этом сочинении М. Лютер, признавая, что первоначально евреи действительно были избраны Богом для особой цели, заявляет, что впоследствии богоизбранность перешла от евреев к христианам.

Работа изобилует советами христианам о том, как вести себя с иудеями, что отвечать им на их козни и как разоблачать их ложь, хотя в начале автор предупреждает, что разговаривать с иудеями больше не о чем, так как им уже ничто не поможет.

По мнению Лютера, иудеи — не избранный, а проклятый народ («дьявольское отродье»), отвергший своего спасителя. Он неоднократно цитирует Иоанна Крестителя, назвавшего иудеев порождениями ехидны (Мф. 3:7). 

Практические шаги по обращению евреев в христианство. Рекомендации Мартина Лютера

По мнению Лютера, христиане не могут терпеть живущих среди них иудеев. Он признает, что принудить евреев принять христианство можно только силой. Проповедник дал практические рекомендации для достижения этой цели. Христиане, считал Лютер, должны сжечь (а что не сгорит, то засыпать землей) все синагоги и еврейские школы; подобным образом надлежало разрушить и их дома, ибо в домах евреи могут устроить то же, что и в синагогах и школах.

Жители немецкой деревни потребовали снять с колокольни местной церкви «нацистский колокол»
Жители немецкой деревни потребовали снять с колокольни местной церкви «нацистский колокол»

Конфликт развернулся вокруг колокола, отлитого в 1934 году и «украшенного» свастикой.

Подробнее

Необходимо было изъять религиозную иудейскую литературу. Подобно тому, как Папа Римский за обман христиан утратил право их учить, немецкие христиане должны запретить раввинам преподавать, так как они в противоположность закону Господа своенравно пользуются послушанием народа и пропитывают его ядом, проклятиями и богохульством. Всех книжников и талмудистов Мартин Лютер рекомендовал посадить в тюрьмы.

Проповедник советовал запретить иудеям свободное перемещение по стране. Если же это не будет сделано законом, то протестанты вправе грабить их на дорогах. Лютер считал необходимым запретить евреям заниматься ростовщичеством, изъять у них все деньги и драгоценности из серебра и золота (то есть оставить им только медные деньги, расписки и т. д.). Их деньги не нужны христианским общинам, но из этих средств каждый обращенный в лютеранство иудей получит деньги на обзаведение хозяйством и прокорм его семьи в зависимости от потребности

Основатель протестантизма также считал, что всех молодых и сильных их мужчин и женщин из числа иудеев необходимо принудить к тяжелому физическому труду.


Мартин Лютер как «религиозный антисемит»

Отношение Мартина Лютера к евреям неоднократно менялось на протяжении его жизни. Незадолго до смерти на богослужении 18 февраля 1546 года он зачитал «Последнее предупреждение евреям», прямо противоречащее идеям нацистов: «Предложите им христианскую веру, так, чтобы они приняли Мессию, который — их брат и был рожден из их плоти и крови, и Он действительно того самого семени Авраама, которым они гордятся».

В XVII—XVIII веках памфлет «О евреях и их лжи» был практически забыт. О нем вспомнили лишь в XIX веке, когда вышло полное собрание сочинений Лютера. Однако духовный авторитет Лютера и его антисемитские высказывания были умело использованы нацистской пропагандой.

Обложка кники Мартина Лютера «О евреях и их лжи», Виттенберг, 1543 годТот факт, что Хрустальная ночь 9 ноября 1938 года случилась в канун дня рождения Лютера, оказался быстро подхвачен верноподданными Гитлера. В частности, протестантский епископ Мартин Зассе писал в предисловии к брошюре «Долой их! Мартин Лютер о евреях» следующее: «10 ноября, в день рождения Лютера, в Германии горят синагоги. […] В эти часы должен быть слышен голос немецкого пророка ХVI века, который начал по неведению как друг евреев, но затем, движимый своим знанием, опытом и побуждаемый реальностью, стал величайшим антисемитом своего времени, предостерегшим свой народ против евреев…»

Цитаты из «О евреях и их лжи» назидательным тоном зачитываются в пропагандистском фильме «Еврей Зюсс», снятом в нацистской Германии под личным руководством рейхсминистра пропаганды Геббельса для подготовки населения к ужесточению гонений на евреев.

Сам А. Гитлер в свое время заявлял: «Я не делал против евреев ничего такого, чтобы Церковь не предпринимала против них в течение 1500 лет».

«Лютер особенно трагичен в этом смысле», поскольку он отверг антисемитизм в своих более ранних работах, отметил К. Хендель. Но Лютер всегда считал, что евреи должны быть обращены в христианство, добавил он, и в конце концов, столкнувшись с упорным сопротивлением иудеев, склонился к одобрению репрессий.

Нацисты отметили 450-летие со дня рождения Лютера в ноябре 1933 года общенациональным «Немецким днем Лютера». Выступая на празднованиях, Гитлер высоко оценил «этнонационалистическую миссию Лютера» и призвал «завершить немецкую реформацию в Третьем рейхе».

Томас Альберт Ховард (Thomas Albert Howard), профессор гуманитарных наук и истории в Университете Вальпараисо (штат Индиана, США) отметил, что первые два столетия истории Реформации были наполнены строго религиозными идеями, но в XIX веке интерпретации наследия Лютера изменились.

«Возникло два основных направления, — приводит его слова Religion News Service. — Одно из них — это либеральный Лютер, реформы которого рассматриваются как ведущие к прогрессу и современности, а другой — Лютер-националист, чей перевод Библии помог сформировать современный немецкий язык и личность».

Ученый напомнил, что с приходом нацистов к власти немецкий протестантизм разделился: в то время как «Немецкие христиане» активно поддерживали идеи национал-социализма, другая часть протестантских общин, получившая название «Исповедническая церковь», выступила с критикой союза христианства и нацизма.

«Нацисты хотели превратить церковь в инструмент [пропаганды] — но они не фанатели от Мартина Лютера как такового», — заявил Т. Ховард.

Несмотря на его антисемитские выступления, Мартина Лютера нельзя назвать нацистом, считает Курт Хендель.

«Он не был нацистом-антисемитом, он был религиозным антисемитом», — отметил он, вновь подчеркнув, что Лютер выступал против евреев не как этнической группы, а лишь потому, что они отказывались принимать христианство.


20 января 2017
​Ватикан выпустит марку с изображением Мартина Лютера
19 апреля 2016
​В Потсдаме частично воссоздадут церковь, где Гинденбург передал власть Адольфу Гитлеру
15 января 2016
​500-летний юбилей Реформации лютеране и католики отметят вместе
Последние новости
​Вышел в свет новый номер альманаха современной христианской культуры «Дары»

Альманах знакомит читателей с творчеством иконописцев, художников, архитекторов, дизайнеров, каллиграфов, режиссеров театра и кино, обращающихся к евангельским темам в своем творчестве.

21 октября 2020
281
Новости по теме
24
Суб
2020