Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Бельгии частично восстановлен знаменитый Гентский алтарь

​В Бельгии частично восстановлен знаменитый Гентский алтарь

Работы по восстановлению Гентского алтаря
А+
Распечатать
Фото: gettyfoundation (YouTube)

Ученые и историки искусства завершили первый этап реставрации одного из самых важных шедевров искусства Нидерландов эпохи Возрождения — алтаря братьев Ван Эйков из собора святого Бавона в Генте, сообщает Reuters.

Первая стадия восстановления алтаря заняла четыре года и была сосредоточена на внешних панелях, которые изображают сцену Благовещения Девы Марии, а также пророков и два портрета молящихся заказчиков и жертвователей алтаря. 

«Речь идет не о Бельгии или Нидерландах, это мировое наследство», — отметил в своем комментарии агентству министр культуры бельгийского региона Фландрии Свен Гатц (Sven Gatz), говоря о значении Гентского алтаря.

Гентский алтарь пережил не только период разрушения религиозных изображений в Нидерландах летом 1566 года. Он также стал жертвой ограблений, когда вторгнувшиеся во Фландрию французские и немецкие войска в различных войнах стремились завладеть шедевром. Этот драматический период закончился обнаружением Гентского алтаря в австрийской соляной шахте в конце Второй мировой войны.

Гентский алтарь в открытом виде

Живопись алтаря Ван Эйков подвергалась нескольким попыткам восстановления за прошлые 600 лет. Нынешним реставраторам пришлось принять трудные решения, определив, какие слои позднейших записей удалить, а какие — оставить.

По их словам, далеко не всегда ясно, какие мазки кисти были сделаны Хубертом Ван Эйком, какие — его младшим и более известным братом Яном, а которые — другими, более поздними мастерами, подновлявшими живопись Ван Эйков.

Как рассказала Reuters заслуженный профессор Амстердамского университета, консультант по реставрации Анне ван Гревенштайн (Anne van Grevenstein), результатом реставрации стало более яркое изображение с большей глубиной. «Теперь мы видим то, что сделал Ван Эйк», — сказала она, имея в виду Яна, который закончил работу над алтарем самостоятельно после того, как его брат умер.

Проект вошел во вторую фазу восстановления внутренних панелей с центральными группами, которая, как намечено, будут закончена в 2018 году. Полностью реставрация алтаря должна быть закончена в 2020 году.

См. видеосюжет о реставрации Гентского алтаря, снятый Getty Foundation


Одну часть живописи алтаря будет особенно трудно восстановить: панель с изображением «Праведных судий», которая была украдена в 1934 году, в настоящее время заменена копией, сделанной в 1945 году по фотографии похищенной композиции.

По словам Анне ван Гревенштайн, еще есть люди, которые ищут оригинал «Праведных судий»; эти исследователи отказываются поверить, что он утерян.


История Гентского алтаря

Гентский алтарь был создан по заказу Йоса Вейдта (Joos Vijdt), богатого жертвователя церкви святого Иоанна Богослова (XV век), позднее ставшей собором святого Бавона, для личной капеллы его жены. Освящен в 1432 г.

Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.

В 1566 г. во время борьбы Фландрии против Испании алтарь перенесли из церкви в башню Святого Бавона, а затем в ратушу. Победившие в Генте протестанты решили подарить алтарь английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в городе. После перехода власти к католикам в 1584 г. алтарь установили на прежнем месте. 

В 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Наполеон хотел получить и боковые створки алтаря. Было предложено обменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента отказались от обмена. Людовик XVIII, ставший королем Франции после поражения Наполеона, в 1815 г. вернул Генту четыре створки.

Гентский алтарь в закрытом виде

Позднее викарий собора похитил несколько створок и продал их брюссельскому торговцу. Антиквар Ньивенхейс и коллекционер Солли перепродали створки прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума.

В 1861 г. правительство Бельгии за 50 тысяч франков купило створки с изображениями Адама и Евы. Части алтаря были помещены в музее Брюсселя.

Во время Первой мировой войны немецкие войска, вступившие в Бельгию в 1914 г., пытались найти части Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. Каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками прятали части алтаря до 1918 г. По условиям Версальского мирного договора Генту вернули боковые створки, приобретенные Пруссией в 1821 г. для Кайзер-музеума.

В ночь с 10 на 11 апреля 1934 г. была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей». Епископ Гента получил требование выплатить 1 млн бельгийских франков за створку. 25 ноября 1934 г. житель Гента Арсен Кудертир, умирая, сообщил на исповеди, что он похитил створку и спрятал ее в столе. Створку обнаружить не удалось, и в 1945 г. она была заменена копией работы художника ван дер Фекена.

Бельгийские фашисты хотели подарить весь алтарь А. Гитлеру. 16 мая 1940 года алтарь на трех грузовиках был вывезен во Францию и помещен на хранение в замок По. С фашистским правительством было подписано соглашение о том, что алтарь можно будет изъять из замка только при согласии трех сторон — бургомистра Гента, представителя правительства Виши и германского уполномоченного. В сентябре 1942 г. представители Германии потребовали передать им Гентский алтарь. Из замка По Гентский алтарь перевезли в Париж и объединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера в Линце и для частного собрания Геринга. Далее алтарь переправили в замок Нойшванштайн в Баварии.

В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах. 10 апреля 1945 г. в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с тяжелыми ящиками. Гауптштурмфюрер СС Гельмут фон Гуммель с помощниками из штаба Розенберга решили уничтожить все свезенное в шахтах. Группа австрийских партизан смогла взять под контроль шахты, и начальник Главного управления имперской безопасности СС Эрнст Кальтенбруннер приказал отменить взрывы.

8 мая 1945 г. Третья американская армия захватила шахты. Алтарь доставили в Мюнхен, а 20 августа 1945 г. он вернулся в Бельгию.

Алтарь, именуемый «Поклонение мистическому Агнцу», состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает 3,5 метров, ширина (в раскрытом виде) — пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.

19 июля 2016
​В Риме после трехлетней реставрации открывается для посетителей знаменитая Мамертинская тюрьма
7 октября 2015
​В Италии состоялся форум, посвященный церковному искусству
31 июля 2015
Под алтарем первой протестантской церкви в Америке обнаружен католический реликварий
11
Вск
2016