Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Башкирии правящий архиерей благословил молиться о ниспослании дождя

​В Башкирии правящий архиерей благословил молиться о ниспослании дождя

В Башкирии правящий архиерей благословил молиться о ниспослании дождя
А+
Распечатать
Фото: Сретенский женский монастырь в с. Батурино (Бурятия)

В связи с установившейся в республике аномально жаркой погодой митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон благословил духовенству Уфимской епархии ежедневно совершать специальные молебные пения о дожде.

«Настоящим благословляется духовенству храмов и монастырей Уфимской епархии ежедневно совершать молебные пения, певаемые во время бездождия. Обязательно и на Литургиях присовокуплять в ектениях положенные последования из этого молебна», — говорится в распоряжении митрополита Никона, опубликованном на сайте Уфимской епархии.

Митрополит Никон также рекомендовал издать аналогичные распоряжения епископам Салаватскому Николаю и Нефтекамскому Амвросию как правящим архиереям епархий, входящих в состав Башкортостанской митрополии.


Жара и засуха в Башкирии

На территории Республики Башкортостан установилась аномально жаркая погода с повышением среднесуточных температур выше климатических показателей на 7°С и более, сообщает официальный сайт города Уфы.

По данным Башкирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды температура воздуха ночью повышается до 16—21°С, а  днем — до 30-35°С. Такое повышение температуры воздуха обусловлено выносом субтропического тепла. В большинстве районов  осадки отсутствуют, кратковременные дожди грозового характера проходят лишь в отдельных районах республики.

Жаркая погода также наблюдается в Уфе, температура воздуха здесь перешагнула отметку в 30°С.

Григорий Мясоедов. Молебен во время засухи. 1880.

Молебны в церковной традиции

Молебны (или «молебные пения») входят в состав любого богослужения. Но, по сложившейся традиции, молебным пением (или молебном) в собственном смысле слова называется особое богослужение, при котором Церковь обращается с молитвенным призывом ко Господу, Пресвятой Богородице или святым о ниспослании милости либо благодарит Бога за получение благ. 

Молебны приурочиваются обычно к какому-нибудь событию в церковной жизни (храмовым праздникам, дням памяти святых), а также связаны с какими-либо радостными или тревожными событиями из жизни Церкви, государства, отдельной местности или церковной общины — войнами, победами в сражениях, стихийными бедствиями — засухой, ливневыми дождями, неурожаем, эпидемиями и т. д. 

Молебны совершают и по просьбе отдельных верующих в связи с различными жизненными обстоятельствами, связанными со здоровьем того или иного члена церковной общины, началом какой-либо деятельности, путешествием и пр. Совершение молебна может происходить в храме, в доме, при освящении посевов — на поле и т. д. Молебен может соединяться с водоосвящением.

По структуре молебен представляет собой сокращенный вариант утрени. Евангелие на молебне читается не перед чтением канона, а после его 6-й песни. На молебне должен читаться канон в честь того, или тех, кому молебен служится. В современной практике канон может читаться не полностью, а служение может быть ограничено пением одних лишь ирмосов или припевов канона.

В Чин молебна входят 50-й псалом, тропари, канон (обычно поются одни припевы), чтение Апостола и Евангелия, молитва святому, к которому был обращен молебен. Чинопоследование молебна содержится в Требнике. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста.

«Молебное пение, певаемое во время бездождия» помимо собственно ектений (прошений) включает в себя два псалма (50-й и 64-й), канон «К Человеколюбцу, Господу, в бездождие, егоже краестрочие: ”Даждь дождь земли жаждущей, Спасе”» и семь молитв — творение патриарха Константинопольского Каллиста.

Последования и чины молебных пений изложены в большом и дополнительном Требниках, а также в отдельных книгах, именуемых «Последования молебных пений».

В молебных пениях Церковь освящает и благословляет:

  • стихии — воду, воздух, огонь и землю;
  • жилище и другие места обитания православных христиан — дом, монастырь, корабль, строящийся город;
  • пищу и предметы бытовой и хозяйственной деятельности — семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, колодцы, сети для ловли рыбы и проч.;
  • начало и завершение какой-либо деятельности — учебы, путешествий, сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т. д.;
  • духовное и телесное здоровье человека (когда совершается молебен об исцелении больного).

Молебен с коленопреклонением о дожде. Серноводск, Самарская губерния, 1911 г.


Молитва о дожде. Аномальная жара в России в 2010 году

В конце июля, августа и начале сентября 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и в других регионах возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Торфяные пожары Подмосковья сопровождались запахом гари и сильным задымлением в Москве и во многих других городах. 

По состоянию на начало августа 2010 года, в России пожарами было охвачено около 200 тыс. га в 20 регионах России. Торфяные пожары были зафиксированы в Московской, Свердловской, Кировской, Тверской, Калужской и Псковской областях. Самые сильные пожары были в Рязанской и Нижегородской областях и Мордовии, где фактически произошла настоящая катастрофа.

Тогда патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием ко всем верным чадам Русской православной церкви, в котором призвал «объединиться в молитве о ниспослании дождя на нашу погибающую от зноя землю». «Настоятелям православных храмов необходимо собирать прихожан на молебны, на мирной и сугубой ектеньях при совершении Литургии нужно вставить особые прошения из чинопоследования молебствования о дожде», — говорилось в тексте послания, опубликованном на сайте Русской православной церкви.

5
Пнд
2016