Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В Архангельске отреставрируют макеты Соловецкого и Пертоминского монастырей Зосимы Калашникова

​В Архангельске отреставрируют макеты Соловецкого и Пертоминского монастырей Зосимы Калашникова

Картонные макеты зданий Зосимы Калашникова
А+
Распечатать
Фото: pastar.ru

Знаменитые макеты двух северных монастырей, Соловецкого и Пертоминского, изготовленные почетным гражданином Архангельска, заслуженным деятелем культуры РФ, самодеятельным мастером Зосимой Калашниковым, в ближайшее время будут отреставрированы.

Об этом сообщает сайт Архангельской митрополии.

Зосима Калашников создал макет «Соловецкий монастырь» в 1985 году, а в следующем, 1986-м, закончил «Пертоминский монастырь».

На постройку макета Соловецкой обители мастер потратил полтора года. Он делал свои композиции из картона. Поскольку в 1970-е годы купить такое количество картона было невозможно, Зосима Калашников, по воспоминаниям членов семьи, собирал коробки из-под обуви в магазинах Архангельска. Работал энтузиаст над своими макетами по большей части в одиночку, иногда ему помогали его дети. Мастер вырезал скальпелем детали для макетов, а затем разрисовывал их масляными красками.

З. Калашников подходил к своей работе очень тщательно: неоднократно ездил на Соловки, беседовал со старожилами, изучал архивы, производил замеры сохранившихся построек, делал чертежи, наброски. Мастер точно соблюл масштаб оригинальных построек.

В результате в 1985 году он закончил макет, на котором была представлена так называемая главная усадьба Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря — монастырские церкви, крепостная стена с башнями, рвом, внутренним садом, мельницей, доком, причалом и другими деталями. Макет был первоначально установлен во Дворце культуры моряков.

Похожим образом был создан макет-панорама Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря.


Задача — спасти уникальную экспозицию

После смерти З. Калашникова в 1991 году эти произведения искусства долгое время не имели постоянной прописки. В какой-то момент временным местом хранения для них стал Архангельский культурно-деловой и выставочный центр «Марфин дом».

Именно нахождение в «Марфином доме» негативно отразилось на состоянии макетов. В 2000-е годы «Марфин дом» находился в ведении различных организаций, из памятника архитектуры он фактически превратился в торговую точку. Здесь проводили шубные ярмарки, проходили банкеты, часть помещений арендовало туристическое агентство, но состояние самого здания оставляло желать лучшего.

В результате зимой 2013 года здание отключили от системы отопления, и картонные макеты стояли, покрытые инеем. Следующий удар по уникальным экспонатам нанес ремонт здания: макеты сильно пострадали во время побелки потолков.

Архангельская прокуратура: Через 15 лет большинство деревянных церквей в регионе погибнет
Архангельская прокуратура: Через 15 лет большинство деревянных церквей в регионе погибнет

По мнению заместителя прокурора Архангельской области Сергея Акулича, нынешний порядок реставрации ведет к гибели памятников.

Подробнее

Алексей Чекин, художник-реставратор мебели Архангельского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, в беседе с корреспондентом ГТРК «Поморье» отметил, что сейчас специалисты приступают к первому этапу работ. 

«Будем разрабатывать методику, по которой все будем делать, будем пробовать, делать пробы на укрепление, чтобы было более надежно», — рассказал он. По его словам, реставраторы не планируют заменять оригинальные детали макетов «новоделами». Хотя, как отмечают специалисты, за годы, прошедшие после смерти Зосимы Калашникова, в изначальные макеты кем-то были внесены позднейшие изменения. Их реставраторы также намерены сохранить.

См. телесюжет ВГТРК «Поморье»:

В 2013 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения Зосимы Калашникова, члены его семьи обратились с призывом исполнить последнюю волю мастера и объединить все созданные им произведения искусства под одной крышей, в рамках единой экспозиции. Возможным местом мог бы стать Гостиные дворы Архангельска. Однако до сих пор этот вопрос не решен.

Наталья Шпанова, директор Архангельского краеведческого музея, признала, что пока эта проблема сохраняется. «Есть вопросы про всю коллекцию, но вопрос решается поэтапно, постепенно. Есть собственник у других макетов. Но, в любом случае, работа началась, и началась позитивно», — заявила она.


Мир русского Севера Зосимы Калашникова

Самодеятельный художник Зосима Петрович Калашников родился 30 апреля 1913 года в Архангельске. Сын первого пролетарского поэта Севера и самобытного художника Петра Ивановича Калашникова. Его предки были выходцами из мещан г. Никольска Вологодской губернии, которые обосновались в Архангельске в XIX веке. 

Свою трудовую деятельность З. Калашников начал в 1932 году после окончания электротехникума связи. С 1960 года до выхода на пенсию работал главным инженером, старшим прорабом на Архангельском ПМК №20 треста «Запсельэлектросетьстрой». После выхода на пенсию увлекся созданием исторических масштабных макетов.

Помимо макетов Соловецкого и Пертоминского монастырей, сохранились еще три уникальных макета, изготовленных Зосимой Калашниковым: «Старый Архангельск», «Страна Соломбала» и «Николо-Корельский монастырь». Последний хранится в семье мастера.

Картонные макеты зданий Зосимы Калашникова

Фото: pastar.ru«Старый Архангельск» — первая работа Зосимы Калашникова. Это была грандиозная по замыслу композиция: на макете мастер хотел воспроизвести исторический центр города в том виде, в каком он существовал на начало XX века.

Строительством занимался в небольшой комнате, откуда мебель пришлось вынести, оставив только рабочий стол. Разрезая плотные листы картона, он делал выкройки будущих макетов, склеивал их обычным канцелярским клеем. На готовое строение накладывал резные картонные украшения. Затем покрывал на два раза масляной краской, считая, что это убережет поделки от сырости. Луковки церквей покрывал позолоченной фольгой. Кресты делал из спичек. Ограды мастерил из дамских шпилек. Кроны деревьев вырезал из губки — мочалки зеленого цвета.

Обычный дом мастер копировал пять-шесть дней, на большие купеческие особняки уходило около двух недель. Над Троицким собором Калашников трудился целый месяц.

Когда макет впервые был представлен публике в декабре 1979 года, его площадь составила около 70 квадратных метров.

Зосима Калашников постоянно трудился над улучшением своих работ. Так, в 1983 году на выставке он представил обновленный вариант «Старого Архангельска»; макет насчитывал 222 объекта, 160 из которых к тому времени были утрачены.

В 1984 году, в дни празднования 400-летия Архангельска, Калашников официально передал свое произведение в дар родному городу. Сегодня макет хранится в Дворце детского творчества Архангельска.

«Страна Соломбала» была завершена в 1986 году. За полтора года мастер сделал 70 макетов жилых зданий, сооружений, промышленных объектов. Ему помогали советами старожилы, а токарь Галина Леонтьева изготовила для куполов церквей колокольчики величиной с кофейное зерно.

С конца 1980-х «Страна Соломбала» хранится в областной библиотеке.

По оценкам специалистов, реставрация макетов Соловецкого и Пертоминского монастырей продлится почти 3 года.


10 октября 2018
В англиканском соборе в Питерборо установили макет Луны
13 января 2017
​В Греции представили 3D-макеты афонских монастырей
10 ноября 2015
​Половина памятников истории и культуры в Архангельской области являются бесхозными
Последние новости
​Руководство Католической церкви скрывало факты сексуальных преступлений Джона Толкина, сына известного писателя

Заявления от жертв священника-педофила поступали еще в 1960-е годы, но на протяжении десятилетий, до выхода на пенсию, он продолжал служить на приходах и окормлять школы и колледжи.

14 ноября 2018
172
Новости по теме
15
Чтв
2018