Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​В 2021 году начнется самый сложный этап реставрации Гентского алтаря

​В 2021 году начнется самый сложный этап реставрации Гентского алтаря

Фрагмент Гентского алтаря, XV век
А+
Распечатать
Фото: public domain

В Бельгии продолжаются работы по реставрации знаменитого Гентского алтаря — створчатой перегородки собора святого Бавона, расписанной в первой половине XV века братьями Губертом и Яном ван Эйками.

Восстановление шедевра продолжается уже 7 лет: первый этап реставрации начался в 2012 году и завершился в 2016-м, когда специалисты отреставрировали внешние панели, которые изображают сцену Благовещения Девы Марии, а также пророков и два портрета молящихся заказчиков и жертвователей алтаря.

В 2021 году начнется третий, самый сложный этап работ: реставраторам предстоит заняться верхними фрагментами алтарных створок с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, которые многократно поновлялись в течение нескольких столетий.

Об этом со ссылкой на агентство France Press пишет издание Artdaily.com.

«Радостный, солнечный!» Новый облик центральной части алтаря и загадка Агнца

На сегодня завершилась трехлетняя реставрация центральной части алтаря — панели, известной как «Поклонение Агнцу».

По мере продвижения работ реставраторам открываются все новые и новые детали, которые раньше были недоступны для человеческого глаза. На недавней пресс-конференции руководитель группы реставраторов Элен Дюбуа (Helene Dubois) рассказала о некоторых наиболее интересных находках.

«Радостный, солнечный! — так описала она свои впечатления. — Мы заново открыли для себя его виртуозность и утонченность».

Работы по восстановлению Гентского алтаря
​В Бельгии частично восстановлен знаменитый Гентский алтарь

Реставрация всемирно известного шедевра голландской живописи эпохи Возрождения в полном объеме должна быть закончена в 2020 году.

Подробнее

За несколько веков, помимо патины, первоначальный красочный слой изменили копоть, пыль, позднейшая ретушь. Реставраторы удаляют поздние слои краски вручную, без использования растворителей, так как они могут повредить оригиналу. Для этой работы они используют микроскопы и специальные скальпели.

После удаления ретуши стали видны ранее скрытые детали: распухшие ноги паломников, капли воды, падающие из фонтана, солнечные блики на рыцарских доспехах.

Изображение Агнца в центре панели также претерпело значительные изменения. Прежде всего, специалисты вернули ему правильное количество ушей — после реставрации 1951 году у Агнца оказалось сразу четыре уха. Затем, изменился его взгляд: теперь Агнец смотрит не в сторону, как раньше, а прямо на зрителя.

Изображение Агнца, фрагмент Гентского алтаря, XV век

По мнению Элен Дюбуа, раскрывшийся первоначальный облик Агнца в какой-то степени неожиданный. Проницательные, близко посаженные глаза, полные розовые губы и раздутые ноздри «пугающе антропоморфны». Возможно, аномальная природа этого захватывающего взгляда была причиной ряда изменений, внесенных в 1550 году, когда группа художников переписала изображение Агнца, изменив выражение его глаз на более «бесстрастное и нейтральное».

«Сегодня он дает ощущение физического присутствия, теперь мы видим его глаза, смотрящие прямо вперед, — его взгляд бросает вызов верующему зрителю», — рассказала одна из участников группы реставраторов Мари Постек.


История шедевра из Гента

Алтарь-складень для католического собора Святого Бавона в бельгийском городе Гент был создан по заказу богатого мецената Йоса Вейдта. Работу над созданием алтаря начал Губерт ван Эйк, а завершил его брат Ян. Алтарь освятили в мае 1432 года.

Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает 3,5 метров, ширина (в раскрытом виде) — 5 метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря.

Темой алтаря является поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.

За несколько последующих столетий алтарь несколько раз переносили, разделяли на части, отдельные его фрагменты вывозили из страны (как, например, сделал Наполеон в 1792 году) и вновь различными путями возвращали в Гент.

В 1821 году викарий собора похитил несколько створок алтаря, которые спустя некоторое время оказались в собрании берлинского Кайзер-музеума. Позднее правительство Бельгии выкупило створки с изображениями Адама и Евы. Похищенные боковые створки были возвращены в Гент гораздо позже, в 1918 году, по условиям Версальского мирного договора.

Во время Первой мировой войны германские войска, вступившие в Бельгию в 1914 году, пытались найти части Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. Каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками в течение 4-х лет, вплоть до 1918 года прятали части алтаря. 

В ночь с 10 на 11 апреля 1934 года была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей». Епископ Гента получил требование выплатить миллион бельгийских франков за створку. 25 ноября 1934 г. житель Гента Арсен Кудертир, умирая, сообщил на исповеди, что он похитил створку и спрятал ее в столе. Створку обнаружить не удалось, и в 1945 году она была заменена копией.

Бельгийские фашисты хотели подарить весь алтарь Гитлеру. 16 мая 1940 года алтарь на трех грузовиках был вывезен во Францию и помещен на хранение в замок По. С фашистским правительством было подписано соглашение о том, что алтарь можно будет изъять из замка только при согласии трех сторон — бургомистра Гента, представителя правительства Виши и германского уполномоченного. 

В сентябре 1942 года представители Германии потребовали передать им Гентский алтарь. Из замка По Гентский алтарь перевезли в Париж и объединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера в Линце и для частного собрания Геринга. Далее алтарь переправили в замок Нойшванштайн в Баварии.

В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах. 10 апреля 1945 года в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с тяжелыми ящиками. Командовавшие операцией офицеры СС решили уничтожить все свезенное в шахтах. Однако вскоре шахты захватили австрийские партизаны, и Кальтенбруннер отменил приказ о взрыве.

8 мая 1945 года район шахт оказался под контролем американской армии. Алтарь доставили в Мюнхен, а 20 августа 1945 года он вернулся в Бельгию.


29 ноября 2019
​Реставрация незавершенной «Флорентийской Пьеты» Микеланджело пройдет на глазах у посетителей музея
15 июля 2019
Реставрация «Ночного дозора» Рембрандта пройдет прямо в музее, перед глазами посетителей
14 июня 2019
​Власти бельгийского Брюгге опасаются превращения города в «Диснейленд»
Последние новости
Новости по теме
25
Суб
2020