Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​У православных христиан начинается Рождественский пост

​У православных христиан начинается Рождественский пост

​У православных христиан начинается Рождественский пост
А+
Распечатать
Фото: Нижегородская Духовная Семинария

Рождественский пост установлен в честь праздника Рождества Христова. Он является одним из четырех многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества.

Заговенье (канун поста) — 14 (27) ноября — приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым. В этот день православные заговляются на Рождественский пост, вкушая мясо и молочные продукты. Если день памяти апостола Филиппа приходится на среду или пятницу (постные дни), заговеньем становится предыдущий день — 26 ноября.

В Русской православной церкви и других Поместных церквях, живущих по юлианскому календарю (он отличается от современного, григорианского, на 13 дней), он длится с 28 ноября по 6 января. 

В Элладской (греческой) православной церкви и других церквях, которые живут по новому стилю и празднуют Рождество 25 декабря, Рождественский пост уже идет: он начался 15 ноября и продлится до 24 декабря.

Установление Рождественского поста относится ко времени раннего христианства. В исторических источниках он упоминается с IV века. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, св. Филастрий Бриксийский, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал свт. Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Первоначально Рождественский пост длился 7 дней. После литургической реформы 1166 года по решению патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга он стал сорокадневным. 

Из Византии это установление пришло и в другие православные страны. В том числе и на Русь, с которой патриарх Лука лично поддерживал отношения: великому князю Юрию Долгорукому он преподнес в дар икону византийского письма, которая впоследствии прославилась как чудотворная Владимирская икона Пресвятой Богородицы, а с сыном князя Юрия, благоверным князем Андреем Боголюбским, Константинопольский патриарх состоял в переписке.

Армянская апостольская церковь, после IV Вселенского собора не состоящая в общении с восточным православием, до сих пор сохраняет древнюю традицию и держит пост в течение семи дней. 

Во время Рождественского поста немного изменяется церковное богослужение: начиная с 4 декабря, праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, на утрене начинают петь рождественские песнопения — ирмосы Рождественского канона. Самый известный из них в переводе на русский язык звучит так: «Христос рождается, — славьте! Христос с небес, — встречайте! Христос на земле, — возноситесь! Пой Господу, вся земля, и с веселием воспойте, люди: ибо Он прославился».

Рождественский пост — менее строгий, чем другие посты. По строгости он делится на три периода. С 28 ноября по 19 декабря во все дни, кроме сред и пятниц, разрешена рыба. Во второй период (с 20 декабря по 1 января) рыба разрешается только по субботам и воскресеньям. Начиная со 2 января рыба исключается полностью.


Митрополит Антоний Сурожский. Рождественский пост. О посте и причащении 

Проповедь произнесена 30 ноября 1986 г.

Митрополит Антоний СурожскийВ эти дни Рождественского поста, которые приведут нас к торжеству воплощения Господня, Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах — словах Самого Христа, в учении Апостолов, в нашей православной вере! И чем дольше мы живем, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова.

Но спасает нас не это: спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить, и преобразить нас. Но, хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть благодати свое сердце; решимость воли изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем путем, который мы сами избрали потому, что он так прекрасен и животворен.

Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее древо, которое есть Христос. Да, мы привиты — но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, – а это зависит от нас.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: Я получил Твои дары, но не принес плода — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним; или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не оказалось места, чтобы разделить радость царственного жениха.

Притча эта будет читаться в конце Рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.

А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, если ты опоздал к началу литургии; нельзя приступать к причастию, не приготовив себя в течение предшествующей недели молитвой, испытанием совести, правилом перед причащением. Если правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае, дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна быть в эти дни еще неукоснительнее. И Православная церковь учит, что желающие приступить к причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.

Все это — не просто формальные, дисциплинарные “правила”; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной — или хотя бы менее недостойной — встрече Господа.

Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе, к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?

И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.

Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не “право” наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно! Аминь. 


22 ноября 2017
​В Америке составили список торговых сетей, дружественно или враждебно настроенных по отношению к Рождеству
9 августа 2017
Новый мультфильм расскажет историю Рождества с точки зрения животных
9 января 2017
​На отдаленном острове в Великобритании празднуют Рождество спустя две недели
Последние новости
Новости по теме
12
Втр
2017