Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​У православных христиан начался Великий пост

​У православных христиан начался Великий пост

​У православных христиан начался Великий пост
А+
Распечатать
Фото: Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь

27 февраля пошел отсчет дней первой седмицы Великого поста. Пост, согласно церковному Уставу, завершится на сороковой день, в пятницу 7 апреля. Следующие за этим дни — Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Страстная седмица — не относятся к Великому посту и составляют особый период в богослужебном календаре. 

Главное внутреннее содержание Великого поста — подготовка верующих к празднику Воскресения Христова. И, согласно богослужебной традиции, эта подготовка предстает перед христианином в виде долгого путешествия, в ходе которого он призван осмыслить весь исторический и духовный опыт Церкви.

Великопостные молитвы и богослужебные чтения предлагают верующим вспомнить историю грехопадения Адама и те последствия, которые повлекло отступление от божественной заповеди; главным содержанием всех великопостных молитв является покаяние в грехах, которые отдаляют человека от Бога так же, как первородный грех когда-то отрешил Адама и Еву от живого богообщения.

В то же время Церковь напоминает верующим о ветхозаветных пророчествах, которые предрекали пришествие в мир будущего Мессии — Христа; затем, христиане на богослужениях заново переживают события евангельской истории — Рождество Христово и все последующие вехи земной жизни Спасителя.

Наконец, в дни Страстной седмицы, которая формально не является частью Великого поста, в центре богослужения — события последних дней жизни Иисуса Христа, Его крестная смерть и Воскресение.

Таким образом христиане укрепляются в главном своем уповании — в надежде на обретение вечной жизни благодаря Крестному подвигу и Воскресению из мертвых Иисуса Христа.


Богослужебные особенности великопостного периода

Главным отличием от обычного времени является особенный порядок совершения литургии. В Великом посту по понедельникам, вторникам и четвергам литургии не бывает вообще (исключение может случиться, если на этот день выпадет праздник), а по средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров — богослужение, на котором таинство Евхаристии не совершается.

В то же время по воскресеньям Великого поста в православных храмах совершается не обычная литургия свт. Иоанна Златоуста, а литургия Василия Великого.

Оптина пустынь
Великий пост без гарантий успеха

В том и заключается смысл поста, чтобы обрубить ложные, надуманные нами гарантии нашей близости к Богу, нашей «приличности» или даже «исключительности», вывернуть душу наизнанку, показать её такой, какова она на самом деле.

Подробнее

Каждое из воскресений Великого поста посвящено какому-то особому воспоминанию — памяти события церковной истории или какого-то святого.

Так, первое воскресенье Великого поста носит название «Торжество православия», второе посвящено святителю Григорию Паламе, византийскому богослову, создателю философского обоснования исихазма — учения о внутренней молитве; третье называется Крестопоклонным и посвящено Кресту Господню, в четвертое великопостное воскресенье отмечается память прп. Иоанна Лествичника, церковного писателя, создавшего выдающееся аскетическое произведение — «Лествицу», а в пятое — память преподобной Марии Египетской, святой, ставшей для всей Церкви примером глубочайшего и искреннего покаяния.

Первые дни Великого поста отличаются от остальных тем, что с понедельника по четверг первой седмицы на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

Позже, в четверг пятой недели Великого поста, этот канон прочитывается целиком — наряду с житием преподобной Марии Египетской. По этой причине богослужение утрени в этот день получило в церковном обиходе название «Мариино стояние».

В субботу пятой недели Великого поста на утрени совершается торжественное чтение акафиста Пресвятой Богородицы. Этот день в церковном календаре именуется Субботой акафиста или Субботой Похвалы Пресвятой Богородицы.


Современная великопостная дисциплина. Межправославное обсуждение

Смысл поста, его цель и содержание, а также правила и рамки, которых призваны сегодня придерживаться верующие, — эти вопросы уже многие годы находятся в центре общеправославной дискуссии. Так, еще в 1971 году на заседании Первой Межправославной подготовительной комиссии прозвучал ряд предложений, касающихся поста.

Была предложена серьезная реформа дисциплины поста — обсуждалась возможность введения различных послаблений, вплоть до сокращения наполовину Рождественского поста, а Петровского (Апостольского) поста — до восьми дней, и т.п. Эти предложения встретили критику со стороны нескольких делегаций и не были приняты.

Впоследствии вопрос о постах неизменно присутствовал в повестке дня всех общецерковных совещаний и встреч. Наконец, на Святом и Великом соборе Православной Церкви, прошедшем на Кипре в июне 2016 года, в пакете итоговых документов был опубликован в том числе и документ «Важность поста и его соблюдение сегодня».

«Сорокадневный пост Господа является образцом для поста верующих, делающего их причастными послушанию Господню, чтобы соблюдением возвратить себе то, что потеряли несоблюдением (Свт. Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху, 28. PG 36, 661C). Христоцентричное понимание духовной составляющей поста, в особенности Великой Четыредесятницы, свойственное всему святоотеческому преданию, характерным образом обобщено свт. Григорием Паламой: Если ты будешь соблюдать пост таким образом, то не только станешь участником страстей и смерти Господней, но и совоскреснешь с Ним, и совоцаришься со Христом в нескончаемые веки: ибо через пост такого рода, став сроден подобию смерти Его, ты будешь участником и воскресения и наследником жизни в Нем (Свт. Григорий Палама. Гомилия 13, в пятое воскресенье Великого поста. PG 151, 161AB)», — говорится в нем.

Признавая, что Церковь в ряде случаев предусматривает снисхождение к телесной немощи верующих, Собор, тем не менее, подчеркнул, что соблюдение поста остается одной из важных частей практики христианского благочестия.

«Фактом является то, что сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений поста либо по малодушию, либо ввиду существующих условий жизни, что бы под этим ни подразумевалось. Однако все случаи отхода от священных предписаний о посте, носят ли они более общий или частный характер, должны с пастырской ответственностью восприниматься Церковью, потому что Бог ”не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему” (Иез. 33: 11). При этом не должно принижаться значение поста», — сказано в постановлении Собора.

В этом году Великий пост завершится 7 апреля, затем последует Страстная неделя, и 16 апреля наступит праздник Пасхи.

25 февраля 2017
​У православных верующих наступает Прощеное воскресенье
14 августа 2015
​При попытке повторить 40-дневный пост Христа умер христианин из Зимбабве
28 февраля 2015
Четверть россиян соблюдают Великий пост
Последние новости
​​Синод Болгарской церкви не дал разрешения на вывоз во Францию христианских святынь для выставки в Лувре

Церковные книги, рукописи, иконы и другие артефакты, общим числом около 60-ти, должны были составить экспозицию выставки «Искусство и культура Болгарии XVI—XVIII веков».

24 февраля 2020
305
​Десять гобеленов «Деяния Апостолов», созданных по эскизам Рафаэля, выставили в Сикстинской капелле впервые за 500 лет

Экспозиция уникальная: увидеть все десять гобеленов одновременно обычно невозможно, их выставляют по очереди в Ватиканской пинакотеке. Выставка продлится всего неделю, с 17 по 23 февраля.

21 февраля 2020
578
Новости по теме
27
Чтв
2020