Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Тысячи британцев, не посещающие церковь, пришли на хоровое богослужение

Тысячи британцев, не посещающие церковь, пришли на хоровое богослужение

Церковный хор в Йоркском соборе, Англия
А+
Распечатать
Фото: cybaea (CC by-sa 2.0)

Тысячи людей в Великобритании, которые раньше ни разу не были в церкви, решили посетить хоровую вечернюю службу. Причиной этому стало создание сайта Choral Evensong, посвященного хоровой церковной музыке, сообщает Christian Today.

Сайт был создан для того, чтобы люди могли найти хоровые вечерние службы в соборах, колледжах и церквях в любой точке Великобритании и Ирландии. Количество уникальных посетителей ресурса доходит до 8500 человек в месяц, и это число растет. В настоящее время на сайте насчитывается 480 церквей, часовен и соборов с их собственными страницами.

Ресурс оказывает большое влияние. В одной малочисленной церкви Лондона количество посетителей на вечерней службе выросло из десяти до более 200 человек. Отмечается, что хоровые службы популярны среди атеистов как и среди христиан.

«У меня есть определенная любовь к хоровой вечерней службе», — приводит издание слова атеиста Ричарда Докинза (Richard Dawkins).

Посещаемость во время будничных служений в церквях Англии за последние десять лет увеличилась более чем на 60%, во многом за счет вечерних хоровых служений.

Этот показатель стал расти, когда администраторы сайта внедрили «схему приема вечерних хоровых служб», мотивируя церкви приглашать людей через объявления в местной прессе, школы, отели, ассоциации жителей, университеты, другие религиозные конфессии, местные туристические бюро, окружные советы и другие учреждения, которые взаимодействуют с церковными общинами.

​За последние три года количество неверующих жителей Англии и Уэльса удвоилось
​За последние три года количество неверующих жителей Англии и Уэльса удвоилось

На каждого вновь крещеного члена Англиканской церкви приходится 12 человек, покинувших свою конфессию.

Подробнее

В декабре 2016 года в соревновании среди церквей за финансирование вечерних хоровых служений по всей стране победил Королевский военно-морской колледж из Гринвича (Old Royal Naval College). Он смог увеличить количество посетителей от десяти до 185 человек.

Первыми победителями, которым предоставили гранты для оплаты услуг доставки питания на службах, были Лестерский собор (Leicester Cathedral), Портсмутский собор (Portsmouth Cathedral), Монастырь Ланкастер (Lancaster Priory) и Ливерпульский Метрополитанский собор (Liverpool Metropolitan Cathedral), а также приходские церкви в графствах Большой Лондон, Эссекс, Хэмпшир и Ноттингемшир. На этих мероприятиях церкви и соборы собирали до 150 человек больше, чем обычно.

«Результаты этой схемы принятия хоровой вечерней службы предлагают модель, подходящую и для более широкого применения, что позволит познакомить с мероприятием большее количество людей, некоторые из которых станут постоянными посетителями», — сказал Christian Today редактор веб-сайта Гай Хейворд (Guy Hayward).

Сайт «Choral Evensong»

Он сообщил, что происхождение вечерней службы уходит еще ко временам Иисуса Христа и службам, которые Он проводил со своими учениками, которые затем вошли в Священное Писание, стихи и доктрины. Таким образом, служба имеет прямую родословную вплоть до самого начала христианства и даже за ее пределами к древней иудейской традиции.

«Возможно, одна из причин, почему вечерняя служба настолько эффективна, состоит в том, что эта великая историческая глубина раскрывается в элегантной и простой форме за 45 минут», — добавил Г. Хейворд.

На сайте Choral Evensong говорится, что в англоязычной версии вечерняя служба уходит ко времени Реформации, используя элементы старых монашеских вечерних и богослужений.

Литургия была изложена в Книге общей молитвы (Bookof Common Prayer) архиепископа Кранмера, первая версия которой появилась в 1549 году. Музыка сформировалась несколько десятилетий спустя, в царствование королевы Елизаветы I, благодаря таким композиторами, как Уильям Берд (William Byrd) и Томас Таллис (Thomas Tallis), которые изобрели полифоническое звучание хоровой музыки специально для новой службы. В каждом последующем поколении новые композиторы продолжали добавлять свою музыку в репертуар вечерней хоровой службы.

Это дало начало 500-летней традиции оснований хоровых школ по всей Великобритании и Ирландии, которые отвечали за очень высокий уровень хорового пения, который есть по сей день.

История церковной музыки. Англия

Самым древним жанром христианской богослужебной музыки является псалом, заимствованный первыми христианами у евреев. Псалмы Давида в Ветхозаветные времена пелись не только в качестве обязательной части богослужений в единственном на земле Иерусалимском храме, но и в многочисленных синагогах в разных городах, и даже в домашних молитвах. Сам Иисус Христос часто пел псалмы со своими учениками: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30).

Переведенные с еврейского языка на греческий язык и на латынь, псалмы остались в основе христианского богослужения. Исполнялись они в один голос — в унисон, как это было принято у иудеев, но без инструментального сопровождения.

В Западной Европе в VIII—IX веках сложился стиль богослужебного пения, названный «григорианским» в честь папы Григория I, поскольку традиция приписывала ему авторство большей части песнопений римской литургии. Одноголосное григорианское пение (или григорианский хорал) предусматривало разные, но строго определенные степени распева для различных частей литургии — от речитации до мелодически развитых и напевных построений. При этом в целом манера исполнения оставалась строгой, сдержанной, с плавными переходами, постепенными подъемами и нисхождениями. Распев строго подчинялся тексту, который и определял его ритмику; при этом в хоре церковном присутствовали исключительно мужские голоса. В григорианском пении различаются два типа исполнения: антифонное — чередование двух хоров и респонсорное — пение солиста чередуется с небольшими репликами хора.

Начиная с XI века в Западной и Центральной Европе медленно, но неуклонно распространялся орган. Поначалу это дорогостоящее новшество могли позволить себе только церкви крупнейших городов. С ним в церковь пришло инструментальное сопровождение, строго регламентированное, как и все в тогдашнем римско-католическом богослужении: звучание органа придавало торжественность определенным частям богослужения.

Православная церковь не приняла «органное гудение», здесь единственным инструментом по-прежнему оставался человеческий голос. В католической же церкви на протяжении веков орган оставался единственным допущенным инструментом, значительно позже появились струнные, и уже в XVII веке, в эпоху барокко, в церковный обиход вошло чисто инструментальное произведение для струнных — sonata da chiesa (церковная соната).

Со второй половины XV — начала XVII веков стала приобретать популярность месса — многоголосное хоровое сочинение, написанное для украшения богослужения.

В эпоху Возрождения исполнение католической мессы постепенно эволюционировало от хора исключительно a cappella к чередованию хора и органа и, наконец, уже в XVII веке, а где-то и раньше — к хору в сопровождении струнных инструментов. Сонаты для различных составов инструментов в отдельных разделах службы могли заменять хоровые части.

Однако распространившиеся к середине XVI века усложненное полифоническое пение и сольные органные музицирования во время богослужения вызвали реакцию со стороны церковного руководства: Тридентский собор постановил очистить григорианский хоральный репертуар от более поздних наслоений и потребовал от композиторов большего внимания к слову.

В англиканской церкви после ее отделения от Рима в 1534 году месса еще долгое время исполнялась на латыни. В30-х годах XVI века Т. Стернхолд и Дж. Хопкинс перевели на английский язык псалмы и вместе с другими композиторами сочинили для них новые мелодии. На рубеже XVI-XVII веков были созданы и многоголосные обработки псалмов. В Англии появился и оригинальный жанр церковной музыки — антем, песнопение, в котором сольные партии чередуются с хоровыми, исполняемое в сопровождении органа или струнных инструментов. Сочинения в этом жанре оставили Томас Морли, Уильям Берд, О. Гиббонс, Генри Перселл, Г.Ф. Гендель.

4 ноября 2016
Церковь Англии потеряла более ста тысяч верующих за последние десять лет
18 февраля 2016
​Англиканскую церковь в ближайшие 30 лет ждет снижение количества прихожан
13 января 2016
​Гимн «Боже, храни королеву», возможно, будет изъят из спортивных церемоний в Англии
Последние новости
Биологи: к 2030 году Россия может столкнуться с нехваткой семян и саженцев

Природные пожары, охватившие сибирские леса летом 2019 года, как и незаконные вырубки, которые обсуждаются на протяжении последних лет, привлекли внимание к проблеме восстановления лесов.

21 августа 2019
75
Rublev.com организует туристическую поездку «Великодворье — Касимов»

Участники посетят средневековое село Великодворье, увидят шедевры православного храмового зодчества города Касимова и услышат историю Касимовского ханства — исламского государства, которое с благословения русских князей существовало на левом берегу Оки почти 230 лет.

20 августа 2019
139
Новости по теме
21
Срд
2019