Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Церковно-исторический центр в Херсонесе будет посвящен всем направлениям христианства

​Церковно-исторический центр в Херсонесе будет посвящен всем направлениям христианства

В Херсонесе будет создан христианский церковно-исторический цент
А+
Распечатать
Фото: Free Wind 2014 / Shutterstock.com

Президент России Владимир Путин совместно с бывшим премьер-министром Италии Сильвио Берлускони посетили музей-заповедник «Херсонес Таврический» 12 сентября.

«У нас есть идея, я вчера с господином Берлускони (экс-премьером Италии — Rublev.com) говорил, что где-то невдалеке здесь, чтобы не мешать Севастополю, основать историко-культурный центр христианства», — цитирует ТАСС главу государства.

По словам В. Путина, его предложение не относится исключительно к православию; он подчеркнул, что имеет в виду создание центра «не только православия, но всех направлений христианства».

Со своей стороны, Сильвио Берлускони выразил поддержку этой идее российского президента.

«Президент Путин показывает мне очень интересные места. Например, место, в котором мы сейчас находимся, откуда фактически пошла христианизация всей России. И мне очень нравится идея создания здесь историко-культурного центра. Конечно, я вижу, что здесь предстоит еще много работы. Думаю, если господин Путин сочтет необходимым, я буду готов направить сюда итальянских архитекторов, чтобы они, может быть, помогли или привезли бы сюда итальянские растения, чтобы восстановить понимание важности этого места, которое этого, конечно, заслуживает», — сказал журналистам бывший премьер-министр Италии. 


Христианство в Крыму: не только православие

История христианства в Крыму насчитывает почти два тысячелетия: по преданию, первым с проповедью Евангелия сюда пришел апостол Андрей Первозванный.

В конце I века по Р.Х. здесь принял мученическую кончину святой Климент, папа Римский († 97 г.). В IV в. здесь существовали епископские кафедры — Боспорская с центром в Пантикапее (современная Керчь) и Херсонесская. Боспорский епископ участвовал в Никейском (первом) Вселенском соборе 325 года, епископ Херсонеса подписал акты 2-го Вселенского собора в Константинополе в 381 году.

В VIII веке количество епархий увеличилось до пяти: возникли Сурожская (с центром в современном Судаке), Готская и Фулльская епархии. Центром Готской епархии, входившей в юрисдикцию Константинополя, являлся г. Мангуп; местоположение Фулльской епархии достоверно не установлено.

В IX веке в Крым с проповедью христианства приходят равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.

С XIII века в Крым начинает проникать католичество. Образованная в 1266 году генуэзская колония Каффа (территория современной Феодосии) постепенно завоевывает все южное побережье полуострова, и сюда начинают прибывать католические священнослужители и миссионеры. В большинстве своем это были представители ордена францисканцев.

Францисканцы, кроме окормления католиков в факториях Генуи, вели миссионерскую работу среди местного тюркоязычного населения; в частности, ими был осуществлен перевод Библии на татарский (кыпчакский) язык и составлен знаменитый памятник кыпчакского языка — Codex Cumanicus.

В 1318 году здесь учреждается католическая Каффская епархия, в 1332 году — епархия в Воспоро (Керчь) и Херсонесе, в 1357 году в Чембало (Балаклава), а в 1365 году в Солдайе (Судак). К XV веку в Каффе было около 20 католических церквей и два монастыря.

Захват полуострова Османской империей в 1475 году положило конец периоду процветания христианства.

Имеются сведения, что, несмотря на тяжелое положение, в первой половине XVII века в Каффе действовала миссия доминиканцев, которая вела пастырскую работу среди пленных поляков-католиков.

Параллельно в XVII—XVIII вв. в Крыму существовали общины прихожан Армянской апостольской церкви, которые бежали сюда от ирано-турецких погромов.

Католическое присутствие сохранялось в Крыму до начала XX века. После революции 1917 г. и установления Советской власти в Крыму антирелигиозные гонения коснулись и католическую Церковь: в 1920—1930-х гг. были закрыты все католические храмы полуострова, священнослужители были репрессированы.

Нормальная жизнедеятельность католических приходов в Крыму возродилась лишь в 1991 году.

В настоящее время Крым входит в состав католической Одесско-Симферопольской епархии. На его территории действуют 13 католических приходов латинского обряда.


Православие в Крыму после присоединения полуострова к России в XVIII веке

После присоединения Крыма к России на полуострове начинают восстанавливаться заброшенные монастыри и храмы, строятся новые. Массовая эмиграция крымских татар в Турцию и заселение полуострова русскими, украинцами, немцами и др. повлекло христианизацию всей территории Крыма. 

Наряду с православными церквями, в городах и многих селениях воздвигаются католические костелы, протестантские кирхи, молитвенные дома. 

В апреле 1784 года земли Крымского ханства вошли в состав в Славянской и Херсонской епархии (кафедра в Полтаве). Готфийская епархия продолжала существовать в составе Славянской вплоть до 1786 года, после чего до 1799 года ее правопреемником стало Феодосийское викариатство.

Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православною архиерея, и полуостров управлялся епископами Екатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года — Херсонскими архиереями.

В ответ на ходатайство жителей Крыма Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия, выделенная из состава Херсонской. 

С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала быстро шириться — менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. Начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости».


Православие в Крыму. Советский и постсоветский периоды

В советский период были уничтожены все монастыри и множество храмов всех конфессий, остальные почти все были закрыты, священнослужителей подвергли жестоким репрессиям. После очередной атеистической волны в 1961-1962 годах в Крыму остались действующими лишь 14 православных приходов.

Православие на полуострове стало возрождаться лишь в конце 1980-х годов. Первые православные приходы были зарегистрированы в 1988 году в городах Алуште и Армянске.

В 2000 году в Крыму уже насчитывалось 350 приходов. В 2007 году была вновь открыта Таврическая духовная семинария. До 2008 года Симферопольская и Крымская епархия включала в себя всю территорию Крымского полуострова и была представлена 546 приходами и 8 монастырями. В ноябре 2008 г. из ее состава была выделена Джанкойская и Раздольненская епархия, куда вошли 135 приходов из Джанкойского, Раздольненского, Красноперекопского, Красногвардейского, Первомайского, Советского и Нижнегорского районов.

На Крымском полуострове действуют три епархии Украинской православной церкви: Симферопольская, Джанкойская и Феодосийская.

5
Пнд
2016