Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Церковь отмечает праздник в честь Владимирской иконы Божией матери

​Церковь отмечает праздник в честь Владимирской иконы Божией матери

Владимирская икона Божией Матери
А+
Распечатать
Фото: public domain

Владимирская икона Божией Матери — один из самых известных и чтимых в православии образов. По преданию, его создал евангелист Лука на доске от стола, за которым обедали Христос с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.

Русский иконописец и богослов Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» отмечал, что авторство ап. Луки не надо понимать буквально:

«В настоящее время в Русской церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом».

Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии.


Владимирская икона на Руси

В 30-х годах XII века константинопольский патриарх Лука Хрисоверг преподнес икону в дар князю Юрию Долгорукому, который поместил ее в женском Богородичном монастыре Вышгорода недалеко от Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес икону во Владимир, с тех пор ее стали называть Владимирской. 

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

  • 21 мая (3 июня) — избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление от Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.


Иконография и происхождение

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон.

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе.

На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты: к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

До революции 1917 года икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 тыс. золотых рублей (сейчас хранится в Оружейной палате).

В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году ее передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.


Владимирская икона и события в России в начале 1990-х годов

Во время событий августа 1991 года, когда был образован ГКЧП — Государственный комитет по чрезвычайному положению, и ситуация в стране была близка к критической, Владимирская икона сыграла особую роль.

Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер; 1929—2008) в своем послании, опубликованном 21 августа, писал: «Братья и сестры! Взорван хрупкий гражданский мир в нашем обществе. По поступающим сведениям, начинается открытое вооруженное столкновение и кровопролитие. В этих условиях мой долг Патриарха предупредить всех, кому слово Церкви дорого и небезразлично: всякий, кто поднимает оружие на своего ближнего, против безоружных людей, принимает на душу тягчайший грех, отлучающий его от Церкви, от Бога. О таковых подобало бы проливать больше слез и молитв, чем об их жертвах. <…> Прошу в эти дни Успенского поста Пресвятую Богородицу, покровительницу нашего града, не оставить нас своим покровом и сохранить всех нас. Матерь Божья, помоги нам примириться друг с другом, с правдой и с Богом».

Сохранилось свидетельство академика РАЕН, профессор Павла Флоренского:

«Алексий II, совсем недавно избранный на пост патриарха Московского и всея Руси, молился в Успенском Соборе в Кремле. Я был в тот день на этой службе. Традиционная литургия была по Божьему промыслу изменена Алексием Вторым. В те дни, когда руководство страны раскололось, приведя по сути к безвластию, вместо молитвы ”О богохранимой стране, властях, воинстве и народе ея…” протодьякон по благословению Патриарха произнес ”О богохранимой стране и народе ея...”, не упомянув власти и воинство. Он отказал мятежникам в молитве! ГКЧП рухнуло, причем почти бескровно».

Он же позднее рассказал о том, как патриарх Алексий молился перед Владимирской иконой в октябре 1993 года, во время трагических событий в Москве.

«...Второе чудесное событие произошло в октябре 1993 года — в те дни, когда шли перестрелки у Дома правительства, на улицах стояли БТРы и танки. Алексий II чудом вывез спасительную для России икону Владимирской Божьей Матери в Елоховский собор и вместе с тысячами соотечественников молился о том, чтобы Бог помиловал и уберег Россию. Рядом с Патриархом молились и митрополит, а ныне патриарх, Кирилл, и другие архиереи. Владыка Кирилл рассказал, что Святейший так проникновенно и горячо молился, что с него буквально градом тек пот.

Даже сам тот факт, что Владимирскую икону отпустили из музея, уже удивителен. Тогда подписи под разрешением поставили мэр Юрий Лужков и святейший Патриарх. Но ведь такую великую икону как Владимирская Божья матерь просто так руками не возьмешь, и чтобы доставить ее в Богоявленский собор, пригласили монахов из Данилова монастыря. Владимирская икона — древнейшая из всех известных в России, она спасала страну от нашествия Тамерлана. <…> И в 1993-м кровопролитие в столице Москвы остановила молитва патриарха у иконы Владимирской Божьей матери — хранительницы России. А когда икону вынесли из храма то перед ней пали на колени тысячи верующих, собравшихся на площади».


23 января 2017
300-летие коронации Ченстоховской иконы в Польше отметят как государственный праздник
23 июля 2016
Из-за тропического шторма Дэрби в Сан-Франциско отменили привезение чудотворной иконы с Гавайев
12 февраля 2016
В преддверии встречи Патриарха и Папы в аэропорту установлена Казанская икона Божией Матери
Последние новости
Новости по теме
17
Пнд
2020